НДС при экспортных операциях: правила принятия к вычету изменились
В настоящее время при экспорте товаров «входной» НДС принимается к вычету, когда собран пакет документов, подтверждающих право на применение нулевой ставки. Согласно внесенным изменениям в ст. 165 и п. 3 ст. 172 НК РФ этот порядок сохранится только для вычетов при экспорте сырьевых товаров. В соответствии с новой редакцией п. 10 ст. 165 НК РФ к сырьевым товарам относятся минеральные продукты, продукция химической промышленности и связанных с ней других отраслей промышленности, древесина и изделия из нее, древесный уголь, жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни, драгоценные металлы, недрагоценные металлы и изделия из них. Перечень таких товаров с кодами по ТН ВЭД ЕАЭС определит Правительство РФ. При экспорте остальных товаров (не относящихся к сырьевым) «входной» НДС принимается к вычету в общем порядке в соответствии со ст. 171 и 172 НК РФ.
Новый порядок по вычетам «входного» НДС применяется в отношении товаров (работ, услуг), принятых на учет со дня вступления в силу рассматриваемых поправок.
В случае когда право на применение нулевой ставки НДС не подтверждается, налог при экспорте товаров уплачивается по ставке 10 или 18%. После того как будет собран необходимый пакет документов, этот НДС теперь принимается к вычету, а не возмещается из бюджета.
Вводится обязанность налогоплательщиков составлять счет-фактуру, книгу покупок и книгу продаж при совершении операций по реализации товаров, не подлежащих налогообложению в соответствии со ст. 149 НК РФ в случае их вывоза на территорию государства — члена ЕАЭС. При этом в счете-фактуре указывается код товара по ТН ВЭД ЕАЭС.
(Федеральный закон от 30.05.2016 № 150-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», вступает в силу с 1 июля 2016 г.)
Поправки для участников региональных инвестиционных проектов
Скорректированы положения НК РФ, касающиеся участников региональных инвестиционных проектов.
Участие в региональном инвестиционном проекте (далее — РИП) дает право применять льготные ставки по налогу на прибыль и НДПИ. В соответствии с внесенными поправками реализация РИП может осуществляться на территориях всех регионов (новый подп. 1.1 п. 1 ст. 25.8 НК РФ). Ранее проект признавался региональным, если его реализация проводилась на территории одного из 15 субъектов РФ, указанных в подп. 1 п. 1 ст. 25.8 НК РФ.
Расширен состав участников проектов. В их число включены:
— компании, зарегистрированные в одном из 15 субъектов РФ, перечисленных в подп. 1 п. 1 ст. 25.8 НК РФ, которые выполнили установленные требования к участникам и подали заявление в налоговый орган на применение льгот по налогу на прибыль и (или) НДПИ для участников РИП (в реестр участников РИП не включаются);
— участники специальных инвестиционных контрактов, которые заключены в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (включаются в реестр участников РИП).
Скорректирован порядок применения льготных ставок по налогу на прибыль при реализации РИП. Установлен порядок определения и применения коэффициента, характеризующего территорию добычи полезного ископаемого, участниками РИП, включение в реестр которых не требуется. Также внесен ряд поправок, касающихся участников специальных инвестиционных контрактов.
(Федеральный закон от 23.05.2016 № 144-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», вступает в силу с 23 июня 2016 г., за исключением поправок по налогу на прибыль, которые применяются с 1 января 2017 г., и по НДПИ — с 1 июля 2016 г.)
Изменения в часть первую НК РФ
В часть первую НК РФ внесены поправки, касающиеся, в частности:
— вступления в силу нормативных правовых актов, предусматривающих утверждение новых форм (форматов) налоговых деклараций (расчетов) или внесение изменений в действующие формы (форматы) налоговых деклараций (расчетов);
— порядка предоставления налогоплательщиками документов, истребуемых налоговым органом при налоговых проверках;
— вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки;
— представления проверяемым лицом письменных возражений по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля;
— порядка проведения налогового мониторинга;
— порядка подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган.
(Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», вступил в силу с 2 июня 2016 г., за исключением отдельных положений)
Откорректированы положения НК РФ о налоговой тайне
Изменения претерпела ст. 102 «Налоговая тайна» НК РФ. В частности, расширен перечень сведений, не являющихся налоговой тайной. В него включены сведения:
— о среднесписочной численности работников организации за календарный год, предшествующий году размещения указанных сведений на официальном сайте ФНС России;
— об уплаченных организацией в календарном году, предшествующем году размещения указанных сведений на официальном сайте ФНС России, суммах налогов и сборов (по каждому налогу и сбору) без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом;
— о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за год, предшествующий году размещения указанных сведений на официальном сайте ФНС России.
(Федеральный закон от 01.05.2016 № 134-ФЗ «О внесении изменений в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации», вступил в силу с 1 июня 2016 г.)
Уточнен состав сведений, ежемесячно представляемых в ПФР
С 1 апреля 2016 г. ст. 11 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» дополнена новым п. 2.2 (ст. 2, п. 2 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2015 № 385-ФЗ). Согласно его положениям страхователи обязаны ежемесячно представлять в ПФР сведения о каждом работающем у них застрахованном лице, а именно СНИЛС, ФИО и ИНН работника.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
В рассматриваемую статью внесено уточнение, согласно которому ИНН указывается в сведениях только при наличии у страхователя данных о нем. Таким образом, если страхователь не знает ИНН застрахованного лица и, соответственно, не указал его в представляемых сведениях, ответственность в виде штрафа ему не грозит.
(Федеральный закон от 01.05.2016 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона „Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ и Федеральный закон „О специальной оценке условий труда“», вступил в силу с 1 мая 2016 г.)
Учет фондов туроператоров
В главу 25 НК РФ внесены поправки в связи с изменением с 1 января 2017 г. порядка формирования фондов объединением туроператоров в сфере выездного туризма.
В настоящее время объединением туроператоров в сфере выездного туризма формируется компенсационный фонд, предназначенный для финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам (ст. 11.4 Федерального закона от 24.11.96 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»). Доходы в виде полученных взносов в такой фонд не облагаются налогом на прибыль (подп. 18 п. 2 ст. 251 НК РФ). При этом расходы, понесенные объединением туроператоров за счет средств компенсационного фонда, не учитываются в целях налогообложения на основании п. 48.15 ст. 270 НК РФ. В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон № 132-ФЗ Федеральным законом от 02.03.2016 № 49-ФЗ, с 1 января 2017 г. вместо компенсационного фонда объединение туроператоров в сфере выездного туризма формирует фонд персональной ответственности туроператора и резервный фонд.
В связи с этим в подп. 18 п. 2 ст. 251 и п. 48.15 ст. 270 НК РФ внесены изменения, согласно которым доходы в виде полученных объединением туроператоров взносов в указанные фонды не облагаются налогом на прибыль, а расходы, понесенные объединением туроператоров за счет средств таких фондов, не учитываются в целях налогообложения.
(Федеральный закон от 01.05.2016 № 128-ФЗ «О внесении изменений в статьи 251 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», вступает в силу с 1 января 2017 г.)
Утверждены новые формы налоговых деклараций по акцизам
Необходимость разработки новых форм деклараций по акцизам вызвана изменениями, которые были внесены в главу 22 «Акцизы» НК РФ и вступили в силу с 1 января 2016 г. Приказом утверждены:
— форма налоговой декларации по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и (или) подакцизную спиртосодержащую продукцию;
— форма налоговой декларации по акцизам на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, прямогонный бензин, средние дистилляты, бензол, параксилол, ортоксилол, авиационный керосин, природный газ, автомобили легковые и мотоциклы;
— порядок их заполнения и формат представления в электронной форме.
Новые декларации начнут применяться с отчетности за июнь 2016 г.
Приказ ФНС России от 14.06.2011 № ММВ-7-3/369@ «Об утверждении формы и формата налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, порядка ее заполнения» признан утратившим силу.
(Приказ ФНС России от 12.01.2016 № ММВ-7-3/1@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и (или) подакцизную спиртосодержащую продукцию в электронной форме и порядка ее заполнения, а также формы и формата представления налоговой декларации по акцизам на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, прямогонный бензин, средние дистилляты, бензол, параксилол, ортоксилол, авиационный керосин, природный газ, автомобили легковые и мотоциклы в электронной форме и порядка ее заполнения»)
Взносы, начисленные на выплаты, не включаемые в состав расходов
Минфин России ответил на вопрос, можно ли учесть при расчете налога на прибыль суммы страховых взносов, начисленные на выплаты, которые не включаются в состав расходов.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 264 НК РФ прямо предусмотрено, что страховые взносы на обязательное страхование учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. В то же время затраты включаются в расходы, если они являются экономически обоснованными, документально подтвержденными и произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).
По мнению финансистов, тот факт, что страховые взносы могут быть начислены на выплаты физическим лицам, которые не учитываются в расходах при расчете налога на прибыль, не влияет на учет страховых взносов для целей налогообложения прибыли. Главное, чтобы выплаты признавались объектом обложения страховыми взносами на основании Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
(Письмо Минфина России от 25.04.2016 № 03-03-06/1/23678)
Учет процентов, начисляемых на сумму невозвращенного долга
Минфин России рассказал, как в целях исчисления налога на прибыль учитываются проценты, начисляемые на сумму невозвращенного долга по денежному обязательству.
Кредитор по денежному обязательству, сторонами которого являются коммерческие организации, имеет право на получение с должника процентов на сумму долга за период пользования денежными средствами (п. 1 ст. 317.1 ГК РФ). Если в договоре отсутствует условие о размере процентов, то они рассчитываются исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в соответствующие периоды (законные проценты).
Исходя из этих положений гражданского законодательства, специалисты финансового ведомства пришли к выводу, что проценты, предусмотренные ст. 317.1 ГК РФ, не являются штрафными санкциями, а признаются платой за пользование денежными средствами. Напомним, что штрафные санкции (неустойка, штраф, пени) представляют собой денежную сумму, установленную законом или договором, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения (п. 1 ст. 330 ГК РФ).
Соответственно, проценты при расчете налога на прибыль должны учитываться в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 271 и п. 8 ст. 272 НК РФ, как доходы (расходы) по договорам займа и иным аналогичным договорам.
Финансисты также отметили, что указанная позиция подтверждается постановлением Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств».
(Письмо Минфина России от 18.04.2016 № 03-03-06/1/22342)
Декларация по водному налогу при отсутствии забора воды
В соответствии с п. 1 ст. 333.8 НК РФ плательщиками водного налога признаются лица, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством РФ. При этом согласно ст. 11 Закона РФ от 21.02.92 № 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Согласно ст. 333.15 НК РФ плательщики водного налога в срок, установленный для уплаты налога, представляют налоговую декларацию в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения. ФНС России разъяснила, что обязанность представлять налоговую декларацию по тому или иному виду налога обусловлена не наличием суммы такого налога к уплате, а положениями закона об этом виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено к числу плательщиков такого налога. Поэтому в случае наличия у организации лицензии на пользование недрами, предусматривающей возможность забора воды из водных объектов, организация является плательщиком водного налога и обязана представлять декларацию по водному налогу, в том числе в случае отсутствия факта забора воды из водных объектов в налоговом периоде. Эта позиция налоговиков согласована с Минфином России (письмо Минфина России от 18.04.2016 № 03-06-05-02/22123).