Укоренилось мнение, что, весомо потеряв в доходах, жители России переключились в питании с животного мяса на более дешевую птицу. Эту установку статистика розничных продаж изрядно корректирует.
В I квартале текущего года, по данным Росстата, продажи в рознице продуктов питания (вместе с напитками и табаком) снизились в годовом выражении и (что принципиально) в сопоставимых ценах на 4,5%. На этом фоне рост продаж мяса птицы на 6,6%, действительно, впечатляет и верно указывает, что многим россиянам животное мясо стало не по карману. Но и утверждать, что потребление говядины и другого мяса животных снизилось, тоже неверно — их реализация относительно I квартала 2015 г. подросла на 0,4%.
Однако парадокса в этом нет. Статистика также сообщает, что в рассматриваемом периоде продажи продуктов из мяса упали год к году на 7,2%, мясных консервов — на 7%. То есть часть россиян в докризисные времена платила за продукты из мяса, чтобы сэкономить время у плиты, теперь тратит время на готовку из мяса, чтобы сберечь деньги. Поэтому продажи животного мяса при существенном росте потребления птицы даже чуть подросли.
Так что, россияне не стали меньше потреблять мяса, меньше его стало потреблять россиян. А символом экономии на еде можно считать безоговорочное лидерство роста продаж картофеля — на 28%.