Местные власти активно помогали в обследовании малого и среднего бизнеса

| статьи | печать

Росстат провел осуществляемое раз в пять лет сплошное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. Предварительные итоги обследования появятся в декабре текущего года, а в июне 2017 г. будут опубликованы окончательные, детализированные по каждому муниципальному образованию сведения.

Заместитель руководителя Федеральной службы государственной статистики Александр Кевеш 31 мая на пресс-конференции в Интерфаксе особо отметил большую помощь в осуществлении бизнес-переписи со стороны руководителей муниципалитетов.

Каждый муниципалитет желает знать свой налоговый ресурс

Активность местной власти в сплошном статистическом обследовании малого и среднего бизнеса, микропредприятий и индивидуальных предпринимателей объясняется просто. Во-первых, скудость местных бюджетов, когда даже на выполнение вопросов местного значения не хватает средств, вынуждает глав муниципалитетов искать любую возможность расширения налогооблагаемой базы. В самом деле, не ходить же по дворам и собирать деньги на уличное освещение, обустройство дорог и дворов, на… замену сгнивших косяков и порогов в здании местной администрации. Во-вторых, согласно Указу Президента РФ от 28.04.2008 № 607 по состоянию предпринимательства на территориях оценивают деятельность органов местного самоуправления. В-третьих, в органах местного самоуправления нет статистических отделов — информацию собирают территориальные подразделения Росстата в крупных городах и районах или в группе муниципальных районов по соседству. Вот главы многих муниципальных администраций и разъясняли местным предпринимателям, почему для них участие в статистическом обследовании обязательно, согласно закону о малом бизнесе (от 24.07.2007 № 209-ФЗ). Порой использовали и такой «некорректный» довод: «Хочешь в „теневики“ попасть под „раздачу“ прокурора и налоговика?»

В ответ на вопрос «ЭЖ» о наиболее активных муниципалитетах А. Кевеш отметил работу глав местных администраций Нижегородской области, в частности, в городах Сарове и Городце. В них отмечен наиболее высокий уровень участия малого и среднего бизнеса в сплошном статистическом обследовании.

Головной болью местной власти, особенно в малых городах, селах и отдельных ЗАТО, остаются отсутствие рабочих мест и отток трудоспособного населения в крупные населенные пункты. Это тоже причина заинтересованности органов местного самоуправления в сплошном статистическом обследовании местного бизнеса. Обладающие обширной базой данных налоговые инспекции неохотно делятся информацией даже с региональными властями, не говоря уже об органах местного самоуправления. Разве только при случае могут поинтересоваться у муниципальных служащих здоровьем фермера или предпринимателя, не спешащего платить налоги. Правда, ФНС России обещает сформировать к 1 августа Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, доступный в любое время суток на специальном интернет-портале и предпринимателям, и надзорным органам.

Кстати, по данным недавнего исследования Финансового университета при Правительстве РФ, больше всего уклонистов от налогов в Бурятии, Крыму, Хакасии, Забайкальском, Красноярском, Пермском краях и Иркутской области. Но и в других регионах «имеют место быть» разного рода «отмывочные» уловки и непрозрачные зарплаты, утверждают исследователи.

Бизнес-перепись как повод для корректировки мер по поддержке предпринимательства

Федеральное сплошное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего бизнеса, микропредприятий и индивидуальных предпринимателей не преследует фискальные цели, особо отметил заместитель руководителя Росстата. По его словам, статистики даже сократили число задаваемых вопросов, чтобы уменьшить отчетную нагрузку на бизнес. Так, из форм отчетности средних предприятий и индивидуальных предпринимателей исключены сведения:

  • об объеме платных услуг населению;

  • о видах продукции в натуральном выражении;

  • о наличии и количестве грузового и пассажирского транспорта и об объеме перевезенных грузов;

  • об обеспеченности помещениями.

Помимо этого средние предприятия освобождены от ответов на вопросы о структуре уставного капитала и количестве отработанного времени одним работником в течение недели, а индивидуальные предприниматели — о наличии основных фондов по видам. Причем некоторые оставшиеся вопросы стали чисто индикативными, требующими краткого ответа «да» или «нет».

Это свидетельство в пользу слов А. Кевеша о нефискальной цели бизнес-переписи. Главное — получить полную картину реальной ситуации в целом по стране и по каждому муниципальному образованию. С этой целью были привлечены 2774 переписчика, обученные работе с планшетными компьютерами. Их предварительный обход совместно с работниками статистики более 1,6 млн бизнес-структур — юридических лиц — в ноябре прошлого года показал, что 36% малых предприятий и индивидуальных предпринимателей осуществляют деятельность не по адресу первоначальной регистрации. Тем не менее эти сведения и другие данные остаются конфиденциальными, подчеркнул заместитель руководителя Росстата.

Полученные после обработки сведения федерального сплошного статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего бизнеса позволят:

  • дать характеристику предпринимательской активности в целом по стране;

  • уточнить отраслевую и территориальную структуру малого и среднего бизнеса;

  • определить инновационную активность малых предприятий и предпринимателей;

  • иметь информацию о наличии и структуре основных средств малых и средних компаний, микропредприятий, индивидуальных предпринимателей;

  • выяснить уровень информированности предпринимателей о реализуемых программах поддержки малого и среднего бизнеса;

  • сделать анализ данных о получаемых видах государственной поддержки;

  • увидеть картину взаимодействия органов местного самоуправления с бизнесом в каждом муниципальном образовании.

Принявший участие в пресс-конференции директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович сказал, что следует чаще проводить такие обследования. Это надо для анализа ситуации в самой динамичной сфере экономики и принятия мер по поддержке предпринимательства. Своевременная информация особенно нужна в таких отраслях, как торговля и сфера услуг, а также в строительстве и обрабатывающей промышленности, считает эксперт. По его словам, СКР, прокуратура и налоговые органы намного чаще тревожат предпринимателей, становясь едва ли не регуляторами экономической деятельности малого и среднего бизнеса. Но это уже отдельная тема, которая не имеет отношения к статистике.

Численность фактически действующих индивидуальных предпринимателей по отдельным видам экономической деятельности по РФ, тыс. человек

2010

2011

2012

2013

2014

Всего

1914,3

2505,1

2602,3

2499,0

2413,8

в том числе:

оптовая и розничная торговля; ремонт автомототранспорта, бытовых изделий и предметов личного пользования

1049,8

1430,7

1425,5

1346,4

1294,8

транспорт и связь

208,0

265,4

331,4

308,6

311,0

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

203,3

253,3

285,8

290,5

277,5

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

111,6

133,6

142,8

138,1

135,7

обрабатывающие производства

92,4

109,3

115,2

111,8

110,2

Примечания.   

1. За 2010 г. данные приведены по итогам федерального сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, по остальным годам на основании статистической отчетности.

2. В сводной таблице содержатся также сведения по деятельности в:

  • сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве;

  • рыболовстве и рыбоводстве;

  • добыче полезных ископаемых;

  • производстве и распределении электроэнергии, газа и воды;

  • строительстве;

  • образовании;

  • здравоохранении и предоставлении социальных услуг.

ИСТОЧНИК: Росстат