Кабмин утвердил Стратегию развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г. (распоряжение от 02.06.2016 № 1083-р), предусматривающую увеличение доли малых и средних предприятий в ВВП страны в два раза — с 20 до 40%. Местным бюджетам это не поможет.
По словам премьер-министра Дмитрия Медведева, Стратегия развития МСП призвана «помочь людям осваивать новые ниши, внедрять передовые технологии». С этой целью в документе зафиксированы Целевые индикаторы. Утвержден также План мероприятий по реализации, часть которого представлена в таблице.
Документ добавляет органам местного самоуправления отчетности и, конечно, ответственности, но не влияет на наполняемость местных бюджетов. Ни в период реализации стратегии, ни после 2030 г. У муниципалитетов вообще нет стимулов содействовать развитию предпринимательства на местах. Налоговые потоки как уходят в региональные бюджеты и государственную казну, так и будут течь мимо местных бюджетов. Перепадающие с царского стола крохи от НДФЛ, к примеру, не делают погоду в муниципалитетах.
Исключение — мегаполисы и региональные столицы, чьи бюджеты в отдельных нередких случаях перекрывают половину объемов бюджетов субъектов Федерации. Но таких самодостаточных муниципалитетов от силы сотни полторы, а общее число муниципальных образований больше 23 000.
Все муниципальные образования, согласно новой стратегии, будут поражены в правах «создания и сохранения государственных и муниципальных предприятий на конкурентных рынках». Взамен «предусматривается формирование системы стимулов для вовлечения органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность по развитию малого и среднего предпринимательства». Но не уточняется, какие именно и когда. В Целевых индикаторах и Плане мероприятий упоминаются лишь монопрофильные муниципальные образования. Указывается даже, что с принятием соответствующего федерального закона в апреле 2017 г. им будет направлено из федерального бюджета 10 млрд руб. на развитие малого и среднего предпринимательства. По разным оценкам, число моногородов немногим более 300, из них каждый третий депрессивный.
Теперь нетрудно подсчитать, сколько муниципальных образований действительно независимы от градообразующих предприятий и вообще от бизнеса — крупного, среднего и малого. Достаточно суммировать число крупных городов и моногородов и вычесть эту сумму от общего числа муниципальных образований.
Итог: Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г. скорее стимулирует опустынивание российской провинции, чем останавливает длящийся не одно десятилетие такой разрушительный процесс.
Зато согласно таблице будет усовершенствована система показателей и методологии оценки деятельности муниципальных образований в сфере развития малого и среднего предпринимательства. Действия должностных лиц будут оценивать, в частности, по тому, как они:
-
подходят к формированию национального рейтинга инвестиционного климата на территориях;
-
тиражируют лучшие практики поддержки малого и среднего бизнеса.
Между тем, как показало проводимое один раз в пять лет сплошное статистическое обследование малого и среднего бизнеса, доля «малышей» в экономике страны снижается («ЭЖ», № 22). В стратегии тоже указывается, что падение этого показателя в 2014 г. по сравнению с 2013 г. составило 1,8 процентных пункта — с 34,2 до 32,4%.
Бесспорно одно: документ принят чрезвычайно нужный и важный. Его значение еще предстоит оценить. И так же бесспорно, что стратегии потребуется неоднократная корректировка, чтобы рожденный в тиши кабинетов документ действительно стал дорожной картой:
-
малого и среднего бизнеса, микропредприятий и индивидуальных предпринимателей;
-
крупного бизнеса, прежде всего, субъектов естественных монополий;
-
органов государственной власти, в первую очередь, надзорных и контролирующих структур;
-
органов местного самоуправления.