Лидеры нового поколения иначе смотрят на роль бизнеса в обществе, чем действующие топ-менеджеры крупнейших компаний мира

| статьи | печать

Лидеры нового поколения настроены более оптимистично по сравнению с нынешними руководителями компаний в отношении экономического роста. Однако они более пессимистично оценивают ситуацию, когда речь заходит о кибербезопасности, образовании и доверии к бизнесу. Таковы некоторые из основных выводов, содержащихся в новом отчете, подготовленном PwC в сотрудничестве с AIESEC, одной из ведущих в мире международных студенческих организаций.

В отчете PwC представлены результаты сравнительного анализа мнений нынешних руководителей и тех, кто займет руководящие должности завтра, относительно экономического роста, образования, технологий и ответственности бизнеса.

В рамках анализа сравниваются результаты Ежегодного глобального опроса руководителей крупнейших компаний мира, проведенного PwC, с результатами исследования, осуществленного AIESEC среди своих членов. На основании анализа определены вопросы, по которым мнения представителей двух поколений совпадают, и вопросы, по которым их мнения расходятся, а также значение полученных результатов для компаний, стремящихся привлечь лучших молодых специалистов. Кроме того, в отчете сделаны выводы о том, что могут узнать сегодняшние руководители крупнейших компаний мира у тех, кто, по всей вероятности, станет их преемниками.

Оптимизму молодости реализм в помощь

Результаты опроса AIESEC позволяют сделать целый ряд примечательных, по мнению исследователей, выводов. Один из них — степень уверенности молодых лидеров. Например, 60% считают, что в течение следующих 12 месяцев экономический рост ускорится. Среди нынешних руководителей компаний такого мнения придерживаются лишь 27% респондентов. Возможно, этот показатель отражает оптимизм, свойственный молодежи, но он, считают авторы исследования, может также свидетельствовать о более глубоком понимании тенденций, таких как цифровая революция, которая воспринимается молодым поколением как благоприятная возможность, тогда как у людей более старшего поколения она ассоциируется с затратами и рисками.

Хотя по многим вопросам молодые лидеры настроены более оптимистично по сравнению с нынешними руководителями крупнейших компаний мира, респонденты AIESEC вместе с тем считают, что некоторые угрозы, стоящие перед компаниями, должны вызывать большее беспокойство, чем полагают руководители организаций.

Так, 86% респондентов AIESEC отметили, что киберпреступность должна вызывать обеспокоенность у руководства компаний, тогда как среди участников Глобального опроса руководителей крупнейших компаний мира лишь 61% опрошенных обеспокоены этой проблемой.

Изменение модели поведения потребителей представляет собой угрозу для 85% респондентов AIESEC и для 60% респондентов из числа руководителей крупнейших компаний мира.

Отсутствие доверия общества к бизнесу отметили 83% молодых лидеров и 55% нынешних руководителей компаний.

Между двумя группами также существует четкое различие в том, как они воспринимают риск. Многие руководители компаний сосредоточены на решении краткосрочных задач и затрудняются сделать долгосрочный прогноз развития бизнеса, что нашло отражение в рейтинге основных проблем, которые стоят перед ними: первые три места занимают чрезмерное регулирование, геополитическая неопределенность и волатильность валютных курсов. Респонденты AIESEC, напротив, руководствуются более долгосрочной перспективой, считая, что руководители компаний должны больше беспокоиться о таких проблемах, как социальная нестабильность, изменение климата и ущерб, наносимый экологической среде.

Молодежь призывает руководителей на деле следовать целям их компаний

Результаты исследования свидетельствуют о том, что представители обоих поколений согласны с утверждением, что успех бизнеса в XXI веке будет определяться не только финансовой прибылью. Однако респонденты AIESEC считают, что, несмотря на достигнутые успехи с точки зрения взаимодействия с заинтересованными сторонами и стремление руководителей компаний укрепить связи с более широким кругом заинтересованных сторон в будущем, компании по-прежнему уделяют основное внимание акционерной стоимости.

При этом между двумя поколениями существуют любопытные различия в определении приоритетов для различных заинтересованных сторон. Представители обоих поколений согласны, что самое значительное влияние на стратегию компаний оказывают покупатели и клиенты и что деятельность правительства и регулирующих органов является важным фактором. Однако молодые лидеры, опрошенные AIESEC, считают СМИ намного более значительной группой среди заинтересованных сторон (74%), чем нынешние руководители крупнейших компаний (25%). Похожая картина наблюдается в отношении местных сообществ (52 и 27% соответственно), широкой общественности (50 и 30%) и неправительственных организаций (40 и 9%).

Эти результаты позволяют исследователям сделать следующий вывод: молодые лидеры имеют намного более полное представление о том, каким должно быть информационное взаимодействие с более широким кругом заинтересованных сторон в 2016 г. В частности, они понимают, как технологии позволяют мгновенно связываться с заинтересованными сторонами и взаимодействовать с ними, какие сложные задачи приходится решать для правильного позиционирования компаний и как компании должны адаптироваться с учетом этих факторов.

Вот что говорит в связи с этим Нора Ву, руководитель международной практики PwC по управлению персоналом: «Завтрашние лидеры ищут возможности, при этом их понимание рисков нельзя считать наивным. Их волнует широкий круг социальных и экологических проблем, и они понимают, как меняются ожидания заинтересованных сторон в результате ускорения темпов технологического прогресса. Хотя оплата труда и вознаграждение являются для них важными факторами, часто еще большее значение имеют корпоративные ценности и корпоративная культура. Представители поколения миллениалов хотят гордиться своим работодателем, то есть чувствовать, что ценности, которые исповедует их компания, совпадают с их собственными ценностями и что они выполняют полезную работу, которая способствует достижению более высоких целей.

Важно сконцентрировать внимание на подготовке кадрового резерва руководителей завтрашнего дня, продолжая при этом развивать навыки и повышать профессиональную квалификацию сотрудников, работающих в компании сегодня».

Ана Сальдарриага, президент AIESEC International с 2015 по 2016 г., согласна с этим утверждением: «Сегодня лидеры AIESEC, а также молодежь в целом отличаются высокой степенью целеустремленности. И результаты международного опроса YouthSpeak, проведенного AIESEC, еще раз подтверждают это. На сегодняшний день получено более 200 000 ответов в рамках опроса, затрагивающего три основных побудительных стимула, которые важны для молодежи во всем мире: семья, цель в жизни и любовь. Молодые люди хотят, чтобы компания, в которой они работают, имела четкие цели и систему ценностей, и именно это они учитывают при выборе работодателя. Я считаю, что все больше компаний начинают осознавать такую потребность и предпринимают решительные действия для того, чтобы реализовывать свои цели на практике».

Будущие лидеры ставят на образование

Наряду с вопросами, подготовленными для руководителей крупнейших компаний мира, респондентам AIESEC были заданы вопросы о том, как они определяют лидерство, как нужно развивать лидерские качества и как меняется понимание этих качеств.

Молодые лидеры, участвовавшие в опросе, безусловно, верят в возможность развития лидерских качеств и не считают, что эти качества должны быть врожденными — 64% респондентов указали, что система образования является единственным и самым важным фактором в развитии потенциала и подготовке молодых людей к тому, чтобы они смогли занять руководящие должности в будущем. При этом 70% опрошенных отметили, что система образования в их стране не может вооружить студентов всеми знаниями и навыками, необходимыми для того, чтобы выжить и преуспеть в эпоху цифровых технологий.

Топ-3 угроз по мнению молодых лидеров и руководителей крупнейших компаний мира

Молодые лидеры

Действующие топ-менеджеры

1

Социальная нестабильность

Чрезмерное регулирование

2

Экология

Геополитическая неопределенность

3

Безработица

Волатильность обменного курса

ИСТОЧНИК: PwC

Мнение молодых лидеров и действующих топ-менеджеров, на что сегодня ориентирована бизнес-цель компаний, % респондентов по каждой из групп

Молодые лидеры

Топ-менеджеры

Акционерная стоимость

46

32

Другие заинтересованные стороны (покупатели, клиенты, СМИ и др.)

48

67

ИСТОЧНИК: PwC

К сведению

Исследователи AIESEC опросили 216 респондентов из 104 стран. Все респонденты — бывшие или будущие региональные менеджеры AIESEC не старше 30 лет, при этом в опросе приняло примерно равное количество женщин и мужчин. Компания PwC также хотела узнать, кто из мировых лидеров, по мнению участников опроса, оказал наибольшее влияние на современный мир за последние 50 лет с точки зрения как финансов и экономики, так и политики и общественной жизни. В пятерку главных мировых лидеров вошли Нельсон Мандела, Стив Джобс, Барак Обама, Илон Маск и Билл Гейтс.