Официальной целью Соглашения 12 стран о создании Транстихоокеанского партнерства стала активизация взаимных торгово-экономических отношений за счет либерализации торговых режимов и хозяйственного регулирования. Вместе с тем эксперты отмечают неоднозначность его возможных последствий для развития стран Азиатско-Тихоокеанского региона и всей глобальной экономики.
Участниками Транстихоокеанского партнерства (ТТП) стали 12 государств — Австралия, Бруней, Вьетнам, Канада, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Перу, США, Сингапур, Чили и Япония. Суммарный вклад стран — участниц Соглашения в мировой ВВП, по данным Всемирного банка, составляет более 35%. На их территории проживает около 12% всего населения Земли.
Государства — участники Соглашения о ТТП характеризуются разным уровнем экономического развития и значительно отличаются по той доле, которую они вносят в общемировой ВВП. Абсолютным лидером среди них являются Соединенные Штаты, ВВП которых оценивается на уровне более 17 трлн долл. и составляет свыше 22% мирового валового продукта. Далее следует Страна восходящего солнца, ВВП которой составляет 4601 млрд долл. (6% глобального валового продукта).
Более скромными макроэкономическими показателями характеризуются Канада (ВВП — 1785 млрд долл.), Австралия (1454 млрд долл.) и Мексика (1294 млрд долл.), вклад которых в мировой ВВП составляет 2,2, 1,8 и 1,7% соответственно.
Наконец, Малайзия с объемом ВВП 338 млрд долл., Чили — 258 млрд долл., Перу — 202 млрд долл., Новая Зеландия — 199 млрд долл. и Вьетнам — 186 млрд долл. входят в группу стран, чья доля в мировом ВВП не превышает 0,5%. Замыкает список Бруней, чей ВВП оценивается в 17 млрд долл.
Преодолевая противоречия
В Соглашении о создании ТТП декларируется общая цель 12 государств — на фоне общего снижения темпов роста мировой экономики расширить возможности международного торгово-экономического сотрудничества путем либерализации торговли товарами и услугами, инвестиционных процессов, а также унификации режимов регулирования хозяйственной деятельности.
Тем не менее анализ существующей практики торгово-экономических отношений участников ТТП, а также содержания подписанного Соглашения позволяет сделать вывод, что между ними возможны противоречия, в основе которых лежит вполне объяснимое желание сохранить национальный суверенитет и в максимальной степени обеспечить свои национальные интересы.
Некоторые участники ТТП стремятся защитить свои национальные рынки и ограничить присутствие зарубежных партнеров в определенных секторах экономики. Так, широко известно, что Япония старается максимально оградить интересы своих национальных автопроизводителей от конкуренции извне. Кстати, Страна восходящего солнца столь же ревностно защищает рынки сельскохозяйственной продукции. Это связано с природными особенностями страны, приводящими к высоким затратам на производство. К примеру, в Японии слабо развито животноводство. Невысокая эффективность здесь обусловливается небольшим размером ферм, а также отсутствием пастбищ, относительно дорогостоящими импортными кормами.
Канада является страной, практически полностью обеспечивающей себя молочными продуктами, причем более 90% молочной продукции реализуется внутри страны. Поэтому она не заинтересована в либерализации торговли молочной продукцией.
Соединенные Штаты, Мексика и Австралия выступали против либерализации торговли сахаром. Эта отрасль международной торговли имеет давние противоречия, которые временами могут перерастать в торговую войну. К примеру, Мексика установила квоту на экспорт сахара в США в размере 1,178 млн т с октября 2015 г. по сентябрь 2016 г. Американские компании в ответ угрожали введением торговых пошлин на мексиканский сахар и одновременно подали иск, в котором оценили свои потери в 1 млрд долл. чистой прибыли, связав их с продажами на рынке Соединенных Штатов мексиканского сахара. Он оказался более конкурентоспособным, поскольку в 2013—2014 гг. мексиканским производителям были выделены государственные субсидии. Достигнутое Соглашение установило ценовой интервал для защиты от демпинга и завышений, выравнивающий объемы поставок в течение года и ограничивающий количество сахара-рафинада, который будет допускаться на рынок США.
Противниками либерализации торговли табачной продукцией являются Малайзия и Сингапур, ведущие активную борьбу с курением. Установленные в Малайзии высокие акцизы на ввоз табачной продукции приводят к тому, что 33,6% от общего количества проданных здесь сигарет ввезены в страну незаконно.
Насколько успешно смогут 12 стран преодолеть сложившиеся противоречия торгово-экономических отношений на новом уровне сотрудничества — в рамках Транстихоокеанского партнерства, покажет их совместная работа в обозримой перспективе.
США — лидер объединения
Особое место в международном обмене стран — участниц ТТП занимают США, которые являются крупнейшим субъектом международной торговли на протяжении многих лет. Объемы внешней торговли Соединенных Штатов товарами и услугами достигли почти 5 трлн долл. При этом в общей структуре товарооборота на долю экспорта товаров и услуг из США приходилось около 45%, а импорта в Соединенные Штаты — 55%, что определяло постоянный дефицит внешнеторгового баланса на протяжении долгосрочного периода.
Стоит отметить, что в США основной вклад в ВВП вносят высокотехнологичные отрасли, в том числе машиностроение, станкостроение, авиастроение и аэрокосмическая отрасль, автомобилестроение, производство электроники и телекоммуникационного оборудования, химическая промышленность, финансовые и консалтинговые услуги. Отсюда и весомые показатели высокотехнологичной продукции во внешнеторговом обмене. Так, экспорт из США по статье «машины и оборудование» в 2015 г. составил 538,6 млрд долл. Импорт в Соединенные Штаты по данной статье внешнеторгового баланса в прошлом году равнялся 605,9 млрд долл.
На протяжении многих лет основным внешнеторговым партнером США является Канада. Товарооборот Соединенных Штатов с этой страной достиг максимального уровня в 2014 г. — 759 млрд долл.
Значительное место во внешнеторговом обороте США (среди стран ТТП) занимает Мексика. Объемы внешнеторгового оборота этих двух стран в 2015 г. практически не изменились. Наряду с незначительным отрицательным трендом — снижением уровня экспорта из США в Мексику (на 1,25% по сравнению с уровнем 2014 г.) наблюдался незначительный прирост импорта из Мексики в Соединенные Штаты, который составил 1,15% по сравнению с предыдущим годом.
Весомым для США партнером среди стран — участниц Транстихоокеанского партнерства является Япония. Товарооборот Соединенных Штатов с этим государством после достижения своего максимума в 2012 г. демонстрирует в течение последних лет снижение объемов экспорта и импорта. Так, экспорт товаров и услуг из США в Японию в 2015 г. снизился до 107,2 млрд долл., а импорт в Соединенные Штаты из Страны восходящего солнца — до 164 млрд долл.
Торговый оборот США с Австралией и Сингапуром оценивается гораздо более скромными цифрами — на уровне 1—2%.
Неоднозначные последствия
Большинство экономистов считают, что образование Транстихоокеанского партнерства сможет оказать положительное влияние на рост экономик стран — участниц объединения. Однако у новой интеграционной группировки имеются и противники. Так, по словам лауреата Нобелевской премии по экономике Джозефа Стиглица, ТТП представляет собой «соглашение об установлении контроля над торговыми и инвестиционными связями стран — участниц партнерства. Это делается от имени самых влиятельных деловых лобби каждой из стран. Не стоит заблуждаться: если посмотреть на наиболее сложные вопросы, по поводу которых еще ведутся споры, станет ясно, что ТТП — это соглашение совсем не о „свободной“ торговле».
О возможных негативных последствиях создания ТТП заявила и Американская федерация труда, включающая 56 профессиональных союзов, представляющих 12,5 млн работающих мужчин и женщин. Представители федерации полагают, что интеграция на платформе Транстихоокеанского партнерства только увеличит безработицу в более развитых странах.
В целом страны — участницы ТТП связывает многолетний опыт участия в различных региональных интеграционных группировках, двухсторонние и многосторонние экономические отношения. Тем не менее многие эксперты считают, что ТТП будет находиться под сильным влиянием Соединенных Штатов. Они активно участвовали в создании новой интеграционной платформы, стремясь к увеличению своего влияния в Азиатско-Тихоокеанским регионе.
Доля экспорта товаров и услуг в ВВП некоторых стран — участниц ТТП
Страна |
% |
---|---|
Австралия |
20,9 |
Бруней |
71,1 |
Вьетнам |
86,4 |
Канада |
31,6 |
Малайзия |
73,8 |
Мексика |
32,4 |
Новая Зеландия |
29,2 |
Перу |
22,4 |
Чили |
33,8 |
ИСТОЧНИК: Всемирный Банк |
Доля импорта товаров и услуг в ВВП некоторых стран — участниц ТТП
Страна |
% |
---|---|
Австралия |
21,4 |
Бруней |
35,7 |
Вьетнам |
83,1 |
Канада |
32,5 |
Малайзия |
64,6 |
Мексика |
33,5 |
Новая Зеландия |
27,4 |
Перу |
23,9 |
Чили |
32,2 |
ИСТОЧНИК: Всемирный Банк |