Экономические дебаты на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) начали глава Центробанка Эльвира Набиуллина, министр финансов Антон Силуанов и зампред экономического совета при президенте Алексей Кудрин. Они хором потребовали проведения решительных действия ради достижения главной задачи — недопущения дефицита бюджета и наращивания госдолга.
Таким образом, продолжается странная дискуссия про то, стоит или нет государству влезать в долги. Сторонники Сергея Глазьева говорят, что стоит. Действующие денежные власти — против. При этом обе стороны не усердствуют в объяснениях, зачем наращивать долг или почему этого делать не стоит, отделываясь общими соображениями.
На этом фоне самым мрачным, кстати, выглядит министр Минэкономразвития Алексей Улюкаев, который не уповает ни на долг, как на двигатель экономики, ни на очередную разновидность секвестра в той же роли. Просто говорит, что даже высокие цены на нефть больше не возродят рост ВВП на 5—7%.
Этим летом мы и наблюдаем, что цены на нефть подросли, но это никак не оживило экономику России и не привело к увеличению доходов населения.
Э. Набиуллина в ходе дискуссии предупреждала о рисках финансирования экономики за счет роста госдолга. Говорила про инфляцию. «Инфляция в 4% в 2017 г. — это не упрямство, а необходимость нашей экономики, — утверждает глава ЦБР. — Ключевой риск для нас — это заявленные высокие инфляционные ожидания, то, что мало кто верит, что мы достигнем инфляции в 4%, и для нас это вызов… Сейчас видим, что аналитики и население сблизили свои позиции и считают, что инфляция будет 7—8%, это означает, что сейчас мы столкнулись с вызовом гораздо более серьезным».
Глава ЦБ предупредила против резкого наращивания госдолга: «Мне кажется, если пытаться стимулировать экономический рост через рост госдолга, можно попасть в ту же ситуацию как с инфляционной спиралью, — в долговую ловушку... Госдолг — это будущие налоги, его нужно оплачивать, поэтому, мне кажется, это, конечно, не альтернатива никакая».
Министр финансов А. Силуанов тоже за оптимизацию бюджета. Он заверил собравшихся, что его ведомство в ближайшую трехлетку будет сокращать дефицит бюджета. Но тут же добавил, что при этом объем заимствований возрастет.
«Мы будем сокращать дефицит бюджета. Будем очень аккуратно осуществлять заимствования на внутреннем рынке. Даже снижая дефицит бюджета, нам придется увеличивать объем присутствия на рынке, потому что Резервный фонд нужно беречь, не тратить резервы», — сказал А. Силуанов.
А. Кудрин попытался выйти за рамки банальных рассуждений о пользе или вреде наращивания долга или дефицита бюджета. Понятно же, что брать в долг может быть полезно, если деньги идут не на поддержание жизни в быстро хиреющей неэффективной системе хозяйствования, а на развитие. Так же ясно, что найдутся и частные, и государственные деньги под приличные проекты. Проектов нет. И нет не потому, что все население поголовно бездарно, а потому что не работают социальные лифты, не действуют гарантии для инвесторов так, как надо для развития. То есть нет качественных базовых институтов, которые бы обеспечили движение.
«Нужно преодолеть страх перед переменами. Сегодня в России институты работают слабо», — сказал А. Кудрин. Но тут же и пояснил, что он имеет в виду: «Нужно обновить систему госуправления, и она поможет управлять переменами».