В среду, 15 июня, на площадке консалтинговой компании KPMG прошло первое закрытое совещание представителей служб безопасности ведущих страховщиков с целью скоординировать действия и обменяться опытом в борьбе с мошенниками и организованными группами автоюристов. Помимо «безопасников» во встрече участвовали представители Российского союза автостраховщиков (РСА) и Банка России.
По словам представителя ЦБ, в банке создана специальная служба мониторинга и реагирования на кибератаки в кредитно-финансовой сфере, и ее действие отныне распространяется и на страховую отрасль, где в том числе изучаются и действия автоюристов.
Как сообщили несколько участников заседания в интервью порталу «Коринс.ру», на собрании обсудили бездеятельность правоохранительных органов в отношении явных случаев мошенничества со стороны автоюристов, а также сложившуюся судебную практику, при которой страховые выплаты присуждаются невзирая на явные признаки мошенничества со стороны заявителя.
Так, недавно Мосгорсуд отменил решение Люблинского суда об отказе в выплате мошеннику в связи с установленными фактами аналогичных повреждений, заявленных им ранее в десяток других страховых компаний. Суду были представлены доказательства использования мошенником так называемой «машины-двойника»: распечатка 18 судов с разными страховыми компаниями по заявленным мошенником событиям с однотипными повреждениями и фотографии при страховании и заявлении повреждений, подтверждающие существование «машины-двойника». Тем не менее суд присудил недобросовестному страхователю выплату в размере 1,5 млн руб.
В ряде регионов, отмечают участники собрания, в «автоюризм» вовлекаются не только юристы и оценщики-эксперты, но и сотрудники ГИБДД, а также «боевики» с криминальным прошлым, которые физически воздействуют или запугивают сотрудников страховых компаний. Особенно страдают от автоюристов южные регионы России, примером чего может служить мартовская перестрелка не поделивших клиента «автоюристов» возле офиса «Росгосстраха» в Ростове-на-Дону, в результате которой один мужчина был ранен из травматического пистолета в плечо. На совещании обсудили возможность законодательно обязать страхователей подавать заявление в суд только после досудебного обращения в страховую компанию — это снизит количество «перекупленных» автоюристами ущербов.
Представители служб безопасности поговорили также о необходимости объединить усилия для создания единой базы страховых историй и обмена информацией о сомнительных страховых случаях и обменялись мнениями о Бюро страховых историй (БСИ) — проекте Банка России, аналогичному банковскому Бюро кредитных историй. Его развитие задерживает отсутствие нормативных актов, касающихся обмена информацией о персональных данных клиентов (для Бюро кредитных историй такие акты приняты). Кроме того, стоимость обращения в базу, которая сейчас может составлять от 1500 до 2500 руб. по одному клиенту, слишком высока и должна быть снижена.