Банк России впервые обнародовал статистику по страховым выплатам, осуществленным по решению суда. В I квартале 2016 г. из общей суммы страховых возмещений в размере порядка 117 млрд руб. на выплаты по решению суда пришлось 12,6 млрд руб. (11%). В сегменте ОСАГО за тот же период на долю судебных выплат пришлось 25% от выплаченных 35,6 млрд руб. — 8,755 млрд руб.
Страховщики из регионов сообщают, что автоюристы действуют настолько напористо, «скупая ущербы» на корню, что страхователи даже не успевают обратиться за выплатой в страховую компанию самостоятельно. Таким образом, автоюристы провоцируют большее количество судебных дел против страховщиков, чем должно было бы происходить. Так, на прошедшей недавно в Москве XIV международной конференции по страхованию страховщики из Челябинска пожаловались, что практически на все ДТП приезжают автоюристы и на месте уговаривают попавшего в аварию водителя подписать с ними соглашение, дающее право представлять его интересы в суде. Помимо всего прочего, автоюристов в этом регионе подозревают в сговоре с сотрудниками ГИБДД. «Они приезжают на машинах, раскрашенных под машины ГИБДД, в одежде, похожей на одежду сотрудников ГИБДД. Планируете ли вы что-нибудь с этим делать?» — спросили из зала замглаву ГИБДД Владимира Кузина, находившегося в президиуме заседания. Представитель ГИБДД в ответном слове посоветовал страховщикам активнее работать с клиентами и вести пропагандистскую работу, направленную на дискредитацию автоюристов.
Стоит заметить, впрочем, что страхователи почти ничего не теряют в деньгах при обращении к услугам посредников: если средний размер выплаты по ОСАГО, выплаченной в досудебном порядке, составляет сегодня 35 616 руб., то выплата, полученная с помощью посредников, почти в два раза больше — 62 944 руб. Можно сказать, что свои гонорары автоюристы берут из кармана автостраховщиков, а не страхователей, чем и объясняется популярность данной услуги у автовладельцев. Однако в перспективе подобная практика может привести к новым проблемам с доступностью полисов ОСАГО в тех регионах, где деятельность автоюристов привела к резкому росту убыточности данного вида страхования.
Этой весной Российский союз автостраховщиков (РСА) подготовил блок поправок в закон об ОСАГО, направленный на увеличение доли возмещения в натуральном виде (имеется в виду ремонт аварийного автомобиля), а также направил на имя председателя Верховного суда РФ Вячеслава Лебедева письмо с просьбой дать разъяснения по ряду статей гражданского процессуального кодекса, в частности, касательно обязанности оценщиков пользоваться Единой методикой оценки ущерба. В РСА предполагают, что оценщики, работающие на автоюристов, завышают размер ущерба, основывая свои расчеты на других методиках. По мнению главы союза Игоря Юргенса, опубликованная регулятором статистика свидетельствует: если действиям автоюристов не будет поставлен законодательный заслон, «юридически подкованные мошенники» в 2016 г. положат себе в карман 20 млрд руб.