Российской индустрии развлечений и СМИ светят веселые перспективы

| статьи | печать

В ежегодном исследовании PwC «Всемирный обзор развлечений и СМИ: прогноз на 2016—2020 гг.» прогнозируется замедление среднегодового глобального темпа роста данной отрасли по сравнению с показателем за 2015 г. Российскому рынку развлечений и СМИ, наоборот, предрекается рост выше среднемирового.

В 2015 г. общий объем индустрии развлечений и СМИ достиг 1,7 трлн долл. США при глобальном темпе прироста 5,5%. До 2020 г. в данной отрасли эксперты PwC ожидают среднегодовой темп роста на уровне 4,4%.

Исследование PwC показало, что самыми динамично развивающимися рынками индустрии развлечений и СМИ являются: Индонезия (среднегодовой темп роста — 13,2%), Нигерия (10,9%), Индия (10,4%) и Египет (10,2%). Менее динамично развиваются в основном европейские страны: Германия (1,7%), Япония (2,1%), Бельгия (2,2%) и Швейцария (2,6%).

Партнер, руководитель практики по оказанию услуг компаниям в области связи, информационных технологий и СМИ, PwC в России Юрий Пуха комментирует: «Интересен факт, что, по нашему анализу, темпы роста медиарынка не столько зависят от географии, сколько от структуры населения той или иной страны. Молодежная аудитория обеспечивает рост даже в странах с отрицательным ВВП, в то время как в развитых странах с хорошими экономическими показателями, но стареющим населением, темпы роста медиарынка низки».

Подробности того, как обстоят и предвидятся дела на «веселых» рынках конкретных стран, показывает представленный рейтинг. Мы же основное внимание уделим части исследования PwC, посвященной России.

В 2015 г. большинство сегментов российской медиаиндустрии продемонстрировали отрицательную динамику относительно 2014 г. Особенно ярко эта тенденция проявилась в I квартале 2015 г., когда рекламодатели заморозили рекламную активность в целях сокращения расходов. Несмотря на увеличение доходов в течение последних трех кварталов, падение I квартала сказалось на уменьшении годовых показателей. Например, по итогам 2015 г. объем рынка телерекламы сократился на 24%, до 1,7 млрд долл, а рынка радио — на 32%, до 189 млн долл. Помимо макроэкономических факторов на индустрию развлечений и СМИ значительное влияние оказало внутреннее регулирование. В начале 2016 г. вступили в силу новые поправки к закону о СМИ. Начиная с февраля 2016 г. доля участия иностранных юридических и физических лиц в капитале российских СМИ не может превышать 20%. Ранее ограничение составляло 50% и распространялось только на радио и телевидение.

Другим ограничением российского рынка продолжает оставаться пиратство, несмотря на значительные меры, уже предпринятые в данном направлении.

В условиях влияния внешних и внутренних факторов индустрия развлечений и СМИ в России смогла адаптироваться к новым реалиям. В абсолютном выражении рынок не показал значительных изменений по сравнению с 2014 г., его объем составил 16 млрд долл. В перспективе до 2020 г., согласно прогнозу экспертов PwC, большинство сегментов индустрии развлечений и СМИ будут демонстрировать положительные среднегодовые темпы роста, исключением станут сегменты газет, наружной рекламы и радио. В течение пяти лет среднегодовой темп роста всей индустрии развлечений и СМИ в России ожидается на уровне 6,4%, что выше общемировых темпов роста индустрии (4,4%), к 2020 г. выручка рынка составит 20,9 млрд долл.

Долгое время реклама на телевидении была лидером по объему доходов. В 2015 г. выручка данного сегмента составила 1,9 млрд долл. Однако благодаря стремительному развитию технологий, активному распространению интернета и смартфонов уже в 2016 г., согласно прогнозу PwC, интернет-реклама обгонит телевизионную рекламу, «заработав» 2,12 млрд долл., и станет новым лидером на российском рынке рекламы, тогда как доходы от рекламы на телевидении составят 2 млрд долл. Авторы исследования отмечают, что главным драйвером в интернет-среде остается контекстная реклама: в пятилетней перспективе этот сегмент достигнет 2,22 млрд долл., продемонстрировав среднегодовой темп прироста на уровне 12,8%. Развитие мобильных технологий и проникновение гаджетов в повседневную жизнь особым образом меняют структуру доставки рекламного сообщения до адресата, так как появляются новые форматы размещения контекстной рекламы, вытесняя традиционную медийную рекламу. Ожидается, что к 2020 г. наиболее динамично развивающимися сегментами станут интернет-реклама (среднегодовой темп прироста 16,2%), платное телевидение (9,79%) и доступ в интернет (7,61%).

В 2015 г. отрицательную динамику вновь продемонстрировал сегмент печатных СМИ: здесь был зарегистрирован самый низкий показатель среднегодового темпа прироста — 8,2%. Данный факт, говорится в исследовании, в том числе обусловлен высокой конкуренцией между печатными и интернет-изданиями и свидетельствует о том, что потребление новостного контента плавно переходит в интернет-среду.

Развитие радиосегмента во многом зависит от рекламодателей. Вследствие экономической ситуации существенно сократились расходы на рекламу, что привело к сокращению рынка радио. Таким образом, объем радиосегмента в 2015 г. составил 189 млн долл., что на 32% меньше показателя за 2014 г.

Позитивным фактором для развития индустрии развлечений и СМИ в России является проведение чемпионата мира по футболу в 2018 г. Благодаря данному событию ожидается увеличение количества площадок для размещения рекламы за счет создания и модернизации соответствующей инфраструктуры. Чемпионат мира по футболу также будет способствовать увеличению бюджетов на рекламу для охвата большой аудитории. Согласно прогнозу, в таких сегментах, как интернет-реклама, платное телевидение и наружная реклама, в год проведения чемпионата будет наблюдаться более 10% прироста.

По мнению главного исполнительного директора Havas Media Group Бориса Карасева и генерального директора Havas Media Елены Беловой, медийный рынок сильно зависит от экономики, поэтому сейчас основной вопрос — что будет происходить с экономикой в целом. В IV квартале 2014 г. все очень испугались негативных прогнозов развития экономической ситуации, поэтому в 2015 г. рынок рекламы сжался намного сильнее, чем того требовала реальная ситуация. В среднем рекламный рынок закончил год с 10-процентным падением. Конечно, показатели по индустрии значительно различались. Кризисная ситуация очень сильно влияет на рекламу автомобильного сегмента и финансового сектора. В других областях ситуация, как предполагают эксперты, будет оставаться достаточно стабильной.

Сегменты товаров FMCG, считают Б. Карасев и Е. Белова, продолжат инвестировать в медиа, поскольку это те продукты, которые в любом случае люди будут потреблять. Безусловным лидером инвестиций в медиа является фарминдустрия, так как она в меньшей степени подвержена влиянию кризиса. Российский фармрынок остается довольно привлекательным для иностранных игроков, контекстной рекламы. Однако, убеждены эксперты, в этой сфере могут быть очень разнонаправленные тенденции. Во-первых, они уже сейчас отмечают, что I квартал этого года отличался достаточно активным ростом, в какой-то момент стало сложно найти свободный инвентарь. Скорее всего, полагают эксперты, судьба года будет решаться в мае-июне, когда все рекламодатели проанализируют ситуацию и результаты продаж, подведут итоги и финализируют свои планы на год.

Среднегодовые темпы роста по странам

СГТР, %    

Место в рейтинге

по СГТР

по выручке за 2015 г.

по выручке за 2020 г.

Индонезия

13,2

1

20

15

Нигерия

10,9

2

45

39

Индия

10,4

3

12

10

Египет

10,2

4

51

51

Вьетнам

10,0

5

49

48

Пакистан

9,9

6

50

49

Китай

8,8

7

2 2

MENA*

8,5

8

26

23

Кения

8,4

9

53

52

Аргентина

8,4

10

23

20

Перу

8,2

11

47

44

Филиппины

8,2

12

36

34

Венесуэла

7,7

13

40

38

Колумбия

7,4

14

38

37

ЮАР

7,1

15

27

24

ОАЭ

7,1

16

48

47

Чили

7,0

17

44

43

Турция

6,7

18

22

22

Бразилия

6,5

19

9

8

Россия

6,4

20

17

16

Саудовская Аравия

5,5

21

32

32

Австралия

5,3

22

11

11

Сингапур

5,2

23

39

40

Мексика

5,2

24

14

14

Румыния

5,0

25

54

54

Таиланд

4,9

26

30

28

Тайвань

4,9

27

18

19

Новая Зеландия

4,6

28

41

42

Чехия

4,5

29

43

45

Южная Корея

4,5

30

7

7

Швеция

4,4

31

19

21

Малайзия

4,3

32

33

33

Израиль

3,9

33

37

41

Ирландия

3,8

34

42

46

США

3,7

35

1

1

Польша

3,6

36

28

29

Канада

3,4

37

8

9

Италия

3,4

38

10

12

Нидерланды

3,1

39

15

17

Великобритания

3,1

40

5

4

Венгрия

2,9

41

52

53

Норвегия

2,9

42

25

27

Гонконг

2,9

43

29

30

Франция

2,9

44

6

6

Финляндия

2,9

45

34

35

Дания

2,8

46

31

31

Испания

2,8

47

13

13

Греция

2,8

48

46

50

Австрия

2,7

49

24

26

Португалия

2,7

50

35

36

Швейцария

2,6

51

16

18

Бельгия

2,2

52

21

25

Япония

2,1

53

3

3

Германия

1,7

54

4

5

*Остальные страны Ближнего Востока и Северной Африки

ИСТОЧНИК: www.pwc.com/outlook