В Российской Федерации впервые с 2008 г. существенно упали продажи лекарственных препаратов. Согласно статистическим данным, по итогам первых трёх месяцев текущего года продажи упали на 10%. До января 2016 г. продажи лекарственных препаратов парадоксальным образом активно росли. Специалисты связывают падение продаж в первую очередь с экономическим кризисом.
Доходы основной части населения постоянно снижаются, и люди стараются обходиться без дополнительной нагрузки на свой «подсевший» бюджет. Эксперты прогнозируют дальнейшее ухудшение ситуации летом, когда продажи лекарственных препаратов и так существенно сокращаются. По словам участников российского фармацевтического рынка, I квартал очень важен для показателей по году в целом, потому что основные продажи приходятся на март и октябрь-ноябрь. Также специалисты отмечают, что в количественных показателях рынок постепенно сокращается уже несколько лет, в этом году рынок сократился на 14% и продолжает сокращаться.
«Люди начали экономить на лекарствах потому, что доходы населения практически не растут, — говорит замгендиректора Stada CIS Иван Глушков. — За период с января по март 2016 г. продажи в ценах конечного потребления составили 90% от продаж за аналогичный период предыдущего года. Это сильнейшее падение за последние восемь лет. Продажи лекарств в аптеках продолжат сокращаться из-за экономии конечных потребителей, а в государственном сегменте изменений не будет — бюджеты уже утверждены».
«До текущего года объём продаж лекарств в ценовом выражении в I квартале стабильно рос – от 195 млрд руб. в 2012 г. до 301 млрд руб. в 2015 г., — пишет газета „Ведомости“ со ссылкой на данные аналитиков DSM Group. — В I квартале 2016 г. продажи составили только 270 млрд руб. В России за первые три месяца 2016 г. на 10% год к году сократились продажи лекарств, объём продаж составил 270,3 млрд руб. В штуках проданного товара рынок снизился на 14%, до 1,18 млрд, и такое снижение также наблюдается впервые».
Физические объёмы продаж продолжили падение: по сравнению с 1,37 млрд упаковок в прошлом году в текущем году за I квартал было продано только 1,18 млрд упаковок — на 14% меньше. В натуральном выражении, т. е. По числу проданных упаковок (5,1 млрд), продажи лекарств сократились на 4,2%. А если оценивать обороты в иностранной валюте, по сравнению с 2014 г. продажи в долларовом эквиваленте сократились на 32%, на 14% — в евро. «Такое падение привело к тому, что ёмкость российского фармацевтического рынка в 2015 г. сравнима с показателями 2007—2008 гг., — говорится в годовом докладе DSM Group. — С таким показателем он останется за чертой топ-‑10 ведущих мировых фармацевтических рынков».
Эксперты считают, что на ситуацию помимо затяжного финансового кризиса, который сам по себе влечёт снижение покупательной способности, влияет ещё и быстрый рост цен на отечественные лекарства по сравнению с импортными, а также отсутствие масштабной эпидемии гриппа, которая затронула в этом году лишь некоторые регионы. На грустную статистику повлиял и декабрьский ажиотаж 2014 г.а, когда на фоне обрушения рубля люди бросились в аптеки покупать лекарства впрок.
По итогам 2015 г. объём коммерческого рынка лекарств составил 741 млрд руб. в ценах конечного потребления, что на 9,4% больше, чем в предыдущем. Эксперты считают это плохим показателем, так как за три первых квартала 2015 г. рост рынка был на уровне 17%.
Несмотря на то что аналитики сетуют на рухнувшие в I квартале продажи лекарств, говорить о скором крахе аптечного бизнеса не стоит ещё и потому, что в 2015 г. было заключено рекордное количество корпоративных сделок. Лидером стала «Аптечная сеть 36,6». В декабре 2014 г. компания приобрела российский бизнес финской Oriola-KD (аптеки «Старый лекарь» и «03 Аптека»), летом 2015 г. завершилось объединение с аптечной сетью «А.В.Е», а в декабре — с сетью А5. В целом же структура рынка не изменилась. Остается неизменной в последние четыре года и доля государства (льготное лекарственное обеспечение и госпитальные закупки) — около 30% объёма рынка лекарств (максимальной эта доля была в 2006 г. — 40,8%). Кроме того, во многих регионах остались государственные аптеки, доля которых, по оценкам DSM Group, достигает 10%.
Согласно рейтингу DSM Group, лидером по объёму продаж стала сеть «Ригла», вторую строчку заняла «Аптечная сеть 36,6», третью – «Имплозия». Их общая доля на рынке достигла 10%. Сами аптеки на этом фоне докладывали об открытии новых точек и освоении новых форматов, в том числе о сотрудничестве с ретейлерами. Так, «Аптечная сеть 36,6» (бренды «36,6» и «Горздрав») добилась бессрочного соглашения с «Дикси» о приоритетном праве размещения на арендуемых площадях. А компания X5 Retail Group ввела новые условия сотрудничества с арендаторами магазинов «Пятёрочка»: предполагается, что при них откроется 150 аптек «Планета Здоровья», а также не менее 330 пунктов сети «Алоэ». Несмотря на это, эксперты пока затрудняются в оценках общего числа аптек.