Спектр транспортно-экспедиторских услуг достаточно обширен. Причем договоры на такое сопровождение грузов компании заключают и в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита. О том, в каких случаях российская компания, занимающаяся таким видом деятельности, имеет право на применение нулевой ставки по НДС, а в каких — нет, специалисты ФНС России рассказали в письме от 14.06.2016 № СД-4-3/10498@.
У таможенных перевозчиков есть вопросы
В комментируемом письме рассмотрена следующая ситуация. Российская компания является таможенным перевозчиком и на основании договоров транспортной экспедиции оказывает услуги по перевозке товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита в России, Белоруссии и Казахстане. В основном организация перевозит иностранные товары от таможенного органа в месте прибытия, находящегося на территории РФ, до внутреннего таможенного органа, также находящегося на территории РФ. По таким сделкам возникают следующие вопросы:
-
является ли международной перевозкой перевозка в режиме внутреннего таможенного транзита (ВТТ) на основании договора транспортной экспедиции иностранного товара от таможни в месте прибытия, находящейся в РФ, до внутренней таможни в РФ, и до таможни в месте убытия из РФ;
-
какая ставка НДС применяется при оказании услуг по перевозке на основании договора транспортной экспедиции уже растоможенного иностранного товара от внутренней таможни в РФ до конечного потребителя, также расположенного в РФ;
-
какая ставка НДС используется при перевозке в режиме ВТТ на основании договора транспортной экспедиции иностранного товара от таможни в месте прибытия в РФ до внутренней таможни в РФ?
«Сомнительные» письма Минфина
Компания обратилась за разъяснениями к налоговой службе, потому что обнаружила в письмах финансового ведомства противоречия.
С одной стороны в письме Минфина России от 24.05.2006 № 03-04-08/108 сказано, что ставка НДС в размере 0% применяется налогоплательщиком в отношении всей стоимости перевозки или транспортировки товаров от пункта отправления, находящегося за пределами РФ, до пункта назначения, находящегося в РФ. А в письме Минфина России от 18.03.2011 № 03-07-08/73 было сказано, что транспортно-экспедиционные услуги, предусмотренные в подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, оказываемые российской организацией на основании договора транспортной экспедиции при перевозке товаров между пунктом отправления, расположенным за рубежом, и пунктом назначения, расположенным в РФ, подлежат обложению НДС по нулевой ставке независимо от вида таможенной процедуры, под которую помещаются товары, при условии представления налоговикам документов, предусмотренных в п. 3.1 ст. 165 НК РФ.
С другой стороны, в письме Минфина России от 11.12.2012 № 03-07-14/114 были даны следующие разъяснения. В случае перевозки иностранных товаров между двумя пунктами, находящимися на территории РФ, в том числе перевозки товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, от таможни в месте прибытия до внутренней таможни, такие услуги облагаются НДС по ставке 18%. Согласно письму Минфина России от 17.10.2014 № 03-07-08/52436 услуги, связанные с перевозкой ввозимых в РФ (вывозимых из РФ) грузов, не предусмотренные в подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ и не поименованные в других подпунктах п. 1 ст. 164 НК РФ, облагаются НДС по ставке 18%.
Как видите, финансисты по транспортно-экспедиционным услугам предлагают компаниям применять ставку то 18, то 0%.
Что сказали налоговики
Специалисты ФНС России дали вот какой ответ.
Во-первых, транспортно-экспедиторские услуги будут облагаться НДС по ставке 0%, если одновременно выполняются два условия:
-
договор транспортной экспедиции должен соответствовать требованиям ГК РФ и Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»;
-
услуги должны оказываться именно при организации международной перевозки.
При этом следует руководствоваться классификацией транспортно-экспедиторских услуг, установленных Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52298-2004 «Услуги транспортно-экспедиторские», утвержденным приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 № 148-ст.
Во-вторых, в силу подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров судами, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами РФ. Что касается транспортно-экспедиционных услуг в отношении товаров, ввозимых или вывозимых в РФ, и не предусмотренных в п. 1 ст. 164 НК РФ, то такие услуги облагаются НДС на основании п. 3 ст. 164 НК РФ по ставке 18%. При этом налоговики предлагают учитывать правовую позицию, изложенную в п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33. Согласно ей заказчик перевозки и сопутствующих транспортно-экспедиторских услуг может быть один, а вот исполнителей заказа — много. И при этом все они имеют право на получение нулевой ставки по НДС, если участвуют в отдельных этапах выполнения общего заказа. При этом действие подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ распространяется на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые в отношении товаров, являющихся предметом международной перевозки, вне зависимости от того, выступает ли организатором международной перевозки сам экспедитор, или заказчик транспортно-экспедиционных услуг, или иное лицо.
Как нетрудно убедиться, четкого ответа на последние два вопроса налогоплательщик так и не получил. Попробуем, исходя из логики налоговиков, сделать вывод сами.
Если услуга по перевозке товара от таможни в месте въезда в РФ и до внутренней таможни или до конечного потребителя является частью общего заказа международной перевозки груза, то такая компания может претендовать на нулевую налоговую ставку по НДС. Если же такая перевозка производится в рамках самостоятельного заказа, то придется платить НДС по ставке в размере 18%.
Таким образом, все будет зависеть от оформления документов по сделке.