Под конец работы Госдумы шестого созыва депутаты приняли закон, содержащий важные поправки в четыре кодекса — УПК РФ, ГПК РФ, КАС РФ и АПК РФ, а также в некоторые иные федеральные законы. Изменения предполагают более широкое применение процессуальных документов в электронном виде. Большая часть поправок вступит в силу с 1 января 2017 г. Однако и после этой даты оформлять судебные решения можно будет только на бумаге при отсутствии у суда технической возможности составлять документы в электронной форме.
Процессуальные документы в суд с 1 января 2017 г. можно будет составлять в электронной форме и подписывать электронной подписью, причем представлять впоследствии бумажные оригиналы тех же документов уже не потребуется. Также в электронной форме могут составляться и судебные акты, в том числе итоговые судебные акты по делу. Поправки будут вступать в силу в три этапа: с 23 июня 2016 г., с 1 июля 2016 г., в полном объеме изменения начнут работать 1 января 2017 г.
Законопроект № 686611-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти» был разработан Минюстом России совместно с Минкомсвязью и Минэкономразвития России и внесен правительством на рассмотрение Госдумы в декабре 2014 г. (подробнее см. «ЭЖ», 2015, № 01, с. 09), в третьем чтении принят 15 июня 2016 г.
Федеральный закон от 23.06.2016 № 220-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти» (далее — Закон № 220-ФЗ) направлен на совершенствование правового регулирования в части применения электронных документов в уголовном, арбитражном, гражданском и административном судопроизводстве, а также на обеспечение возможности использования электронных документов в качестве доказательств в суде. Кроме того, как было сказано в пояснительной записке к законопроекту, целью поправок также является обеспечение электронного взаимодействия органов государственной власти, судебной власти, органов предварительного расследования, прокуратуры, нотариата, а также формирования единого информационного пространства судов и нотариата.
Бумажных дублеров для электронных документов больше не потребуется
Возможность использования электронных документов в судебном арбитражном процессе впервые была введена в АПК РФ Федеральным законом от 27.07.2010 № 228-ФЗ. Поскольку регламентировалась она в Кодексе недостаточно подробно, ВАС РФ утвердил временный (утв. приказом ВАС РФ от 12.01.2011 № 1), а затем и постоянный (утв. постановлением Пленума ВАС РФ от 08.11.2013 № 80) порядок подачи документов в арбитражные суды в электронном виде. Порядок подачи электронных документов в Верховный суд РФ регулируется временным порядком (утв. Президиумом ВС РФ 05.11.2014).
Для того чтобы представить в суд документы в электронной форме и дистанционно, можно воспользоваться системой «Мой арбитр», зарегистрировавшись в ней. Система не предполагает подписания документов электронной подписью, потому суды требуют представлять документы и на бумаге, к тому же перевести в «цифру» закон позволяет далеко не все. Например, заявление о принятии обеспечительных мер, заявление об обеспечении доказательств, ходатайство о приостановлении исполнения судебных актов могут быть поданы в суд только на бумажном носителе. Например, ходатайство о принятии обеспечительных мер, изложенное в исковом заявлении, апелляционной жалобе, кассационной жалобе (представлении), надзорной жалобе (представлении), поданное в электронном виде, считается неподанным.
Закон № 220-ФЗ, во-первых, расширяет перечень документов, которые можно представить в суд в электронном виде, во-вторых, не требует дублировать их на бумаге (если они были подписаны электронной подписью). Подавать их по-прежнему предстоит через специальную форму на сайте суда.
Так, со следующего года в электронной форме можно будет подать:
-
заявление об обеспечении иска (ч. 1 ст. 92 АПК РФ в ред. Закона № 220-ФЗ) или ходатайство об обеспечении иска, являющееся частью искового заявления (ч. 1 ст. 125 АПК РФ в ред. Закона № 220-ФЗ), подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью;
-
заявление об обеспечении имущественных интересов, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью (ч. 1 ст. 99 АПК РФ в ред. Закона № 220-ФЗ).
В АПК РФ в новой редакции указаны два способа подачи документов в электронной форме: направление в суд документов в электронной форме с электронной подписью и заполнение специальной формы документов, размещенной на официальном сайте суда (ч. 1 ст. 41 АПК РФ в ред. Закона № 220-ФЗ). Правда, не уточняется, идет ли речь о сервисе «Мой арбитр» или же предполагается создание какой-то новой системы подачи документов.
Судебные решения тоже могут быть электронными
Действующее законодательство допускает оформление процессуальных документов в электронном виде только для лиц, участвующих в споре, Закон № 220-ФЗ дает такую возможность и суду. Судебный акт с 1 января 2017 г. может быть выполнен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Исключение составляют акты, содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, если дело рассмотрено в закрытом судебном заседани (ч. 5 ст. 15 АПК РФ в ред. Закона № 220-ФЗ).
Составление судебного акта в электронной форме — это лишь право, но не обязанность суда. Однако если речь идет о решении или определении арбитражного суда (кроме протокольных), то они по общему правилу должны быть выполнены именно в электронном виде. Проигнорировать это требование смогут те судьи, в судах которых нет технической возможности для этого (ч. 1 ст. 169, ч. 2 ст. 184 АПК РФ в ред. Закона № 220-ФЗ).
При выполнении решения или определения в виде отдельного документа, составленного в форме электронного документа, суд дополнительно должен будет изготовить экземпляр данного решения или определения на бумажном носителе, который также приобщается к делу (ч. 1, 5 ст. 169, ч. 2 ст. 184 АПК РФ в ред. Закона № 220-ФЗ). То же самое касается и отдельно резолютивной части решения по делу (ч. 3 ст. 176 АПК РФ в ред. Закона № 220-ФЗ).
Для судебных актов, выполненных в форме электронного документа, в новой редакции АПК РФ будут установлены сокращенные сроки для изготовления и направления лицам, участвовавшим в деле. Так, «бумажное» судебное решение суд должен направить указанным лицам в пятидневный срок со дня его принятия заказным письмом с уведомлением о вручении или вручить под расписку. Таким образом, решение в настоящее время можно получить максимум в течение десяти рабочих дней после его принятия (с учетом времени на изготовление — пять дней). Если же решение будет выполнено в электронном виде, то арбитражный суд направит его посредством размещения на официальном сайте в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. При желании (и наличии соответствующего ходатайства) стороны смогут получить и бумажную версию, но ждать ее придется также пять дней (ч. 1 ст. 177 АПК РФ в ред. Закона № 220-ФЗ). Аналогичные правила установлены и для определений, за исключением протокольных (ст. 186 АПК РФ в ред. Закона № 220-ФЗ).
Судебный приказ должен быть электронным, а копия — бумажной
Закон № 220-ФЗ устанавливает и новые правила рассмотрения дел в порядке приказного производства, которые вступают в силу 1 июля 2016 г. Согласно внесенным в Кодекс изменениям арбитражный суд вправе будет оставить исковое заявление без рассмотрения, если заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке приказного производства (п. 2.1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ в ред. Закона № 220-ФЗ).
Судебный приказ должен быть составлен в электронной форме и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью, а также в двух экземплярах на бумажном носителе (ст. 229.5 АПК РФ в ред. Закона № 220-ФЗ). Первый из них остается в материалах дела, а второй передается взыскателю при условии, что от должника в установленный срок не поступило возражений. По ходатайству взыскателя суд сам может направить судебный приказ для исполнения, причем как в бумажной, так и в электронной форме (заверенной усиленной квалифицированной электронной подписью). Требования к таким электронным исполнительным документам должно будет установить Правительство РФ.