В правительстве заканчивается концептуальное обсуждение бюджетных планов на следующий год и ориентиров на ближайшую трехлетку, по 2019 г. По мнению многих участников обсуждения, перед властью стоят задачи, плохо поддающиеся решению.
С одной стороны, приближаются выборы в Госдуму, и правящая партия — «Единая Россия» должна задабривать избирателя — обещать экономический рост и социальную поддержку. Но председатель партии Дмитрий Медведев одновременно работает Председателем Правительства РФ, а там пока нет понимания, на какие источники поступлений можно было бы рассчитывать, чтобы повышать социальные расходы и инвестировать в развитие экономики.
По последним данным, правительство думает скорее о стабилизации расходов, нежели о их увеличении. В частности, существует предложение Министерства финансов зафиксировать бюджетные расходы текущего года на всю ближайшую трехлетку.
Есть и другие идеи, например, компенсировать ухудшение бюджетных показателей за счет крупнейших российских компаний. Они, по данным правительства, уже адаптировались к сложной экономической ситуации, о чем говорит хотя бы их возросшая активность на долговом рынке в нынешнем году: менее чем за полгода облигационных займов размещено больше, чем за весь прошлый год, а их стоимость незначительно отличается от всей прошлогодней.
Главным образом правительство рассчитывает на государственные компании, пишет агентство Standard & Poor’s в своем обзоре. Меры, придуманные правительством, должны принести бюджету около 1,5 трлн руб. Меры эти таковы: приватизация, увеличение дивидендов госкомпаний, временное повышение налогов в сырьевом секторе.
Приватизация уже несколько лет остается обсуждаемой темой, однако до практических шагов дело не доходило. Как пишут аналитики S&P, сейчас работа активизировалась, составлены списки кандидатов на приватизацию, в котором такие крупнейшие активы, как «Роснефть», РЖД, ВТБ, а также просто крупные — «Совкомфлот», «Башнефть» и «Аэрофлот».
S&P объясняет, почему тем не менее продолжает скептически относится к приватизационным планам правительства. Во-первых, мировая экономика растет неустойчиво, из-за чего на все развивающиеся рынки приток капитала слаб, и уж тем более он обходит российский рынок, находящийся под санкциями. Значит, российские компании для приватизационных сделок будут оценены дешево или очень дешево. Во-вторых, собственно санкции ограничивают список инвесторов, из-за чего шансы продать госактивы по приемлемой для правительства цене падают еще сильней.
В качестве примера S&P приводит «Роснефть», чья капитализация сейчас составляет всего 50 млрд долл. — почти вдвое меньше, чем в 2013 г. Правительство предполагает продать 19,5% «Роснефти», и не по рыночной цене, что неоднократно декларировал президент «Роснефти» Игорь Сечин. Претендентами на компанию не могут стать западные инвесторы — не только из-за санкций, но и из-за того, что 20% «Роснефти» уже находится в руках западной BP. Китайским инвесторам смысла вкладываться в «Роснефть» мало, компания и так жестко связана с Китаем длинными договорными отношениями; наконец, индийские компании совершенно недавно стали акционерами дочерних обществ «Роснефти» из ванкорского кластера, уплатив миллиарды долларов.
Также маловероятна, по мнению S&P, продажа РЖД или банка ВТБ.
Как более реальную аналитики рассматривают приватизацию «Алросы». Эта компания — лидер мирового алмазного рынка, а сам этот рынок весьма стабилен.
Высока вероятность приватизации и «Башнефти», недавно вернувшейся из частной собственности в государственную, на нее готовы претендовать российские частные нефтяные компании, к примеру, ЛУКОЙЛ или Национальная нефтяная компания Эдуарда Худайнатова.
Из этого всего становится ясно, констатирует S&P, что запланированные правительством от приватизации 800 млрд руб. получить явно не удастся, в лучшем случае будет в разы меньше.
Скептически оценивает S&P и перспективы значительно увеличить поступления от дивидендов госкомпаний. Правительство хотело бы получать от них не менее 50% чистой прибыли по тому виду отчетности (РСБУ или МСФО), где прибыль выше. Некоторые компании, например «Башнефть» или «Алроса», готовы откликнуться на нужды бюджета, другие, более крупные, имеют гигантские лоббистские возможности и будут вовсю ими пользоваться. Тем более что в самом постановлении правительства есть лазейка — индивидуальный подход, обусловленный большими долгами или капитальными расходами. По расчетам S&P, «Роснефть» уплатит всего 35% прибыли, «Газпром» — не более 25%, а «Транснефть» — и вовсе всего 10%. По мнению аналитиков, в принципе 50-процентная выплата прошла бы безболезненно для «Газпрома» и «Транснефти», но оказалась бы серьезным испытанием для финансов «Роснефти» и РЖД, которые ведут большие инвестиционные проекты.
Наконец, налоговое повышение политически невозможно до 2018 г. — президентских выборов, хотя при помощи налогового маневра правительству, возможно, удастся получить несколько большие платежи от нефтяников. Необходимость резких налоговых движений может возникнуть, но только если среднегодовая цена нефти окажется дешевле 40 долл. за баррель, а это сейчас выглядит маловероятным, скорее речь должна идти о 45 или даже 50 долл.
Как пишет в обзоре нефтяных цен Газпромбанк, в 1-м полугодии 2016 г. произошла ребалансировка предложения на мировом рынке нефти, и текущую цену следует считать обоснованной. Рост добычи нефти в странах ОПЕК в 1-м полугодии (+509 000 баррелей в сутки, по оценке Газпромбанка, с уровня 2015 г.), который обеспечил Иран, нивелирован снижением добычи на 565 000 баррелей в сутки в Северной Америке, преимущественно в США (см. табл. 2).
Добыча нефти в США сократилась на 460 000—470 000 баррелей в сутки с уровня 2015 г., но потенциал сокращения добычи во 2-м полугодии ограничен. Цена в 50 долл за баррель может способствовать возобновлению роста добычи в США. Единственным существенным фактором, который мог бы привести к дальнейшему сокращению мирового предложения нефти в текущем году, может стать неспособность Ирана выполнить планы по увеличению добычи нефти на 1 млн баррелей в сутки к концу 2016 г., заключают аналитики Газпромбанка.
Еврооблигации российских компаний. Количество и размер сделок* (таблица 1)
|
2013 |
2014 |
2015 |
2016 (по 15 июня включительно) |
Количество размещений |
81 |
24 |
10 |
12 |
Общая сумма размещений, млн долл. |
46 452 |
10 354 |
5162 |
4908 |
Средняя сумма размещения, млн долл. |
573 |
431 |
516 |
409 |
*Информация собрана консалтинговой компанией PricewaterhouseCoopers из публичных источников, а также источников, предоставленнных Cbonds и BofA Merrill Lynch Global Research.
Добыча нефти в ключевых регионах мира в первом полугодии 2016 г. (оценка), тысяч баррелей в сутки (таблица 2)
|
2015 |
первое полугодие 2016 (оценка) |
Разница |
Страны ОПЕК |
31 854 |
32 362 |
509 |
в т. ч. Иран |
2 836 |
3 305 |
470 |
Северная Америка |
12 961 |
12 396 |
-565 |
в т. ч. США |
9 431 |
8 965 |
-466 |
Россия |
10 721 |
10 873 |
152 |