В четверг, 7 июля, председатель правительства Дмитрий Медведев на заседании Кабинета министров заявил, что правительство планирует рассмотреть проект федерального бюджета на 2017 г. и на плановый период 2018—2019 гг. в в середине октября, а затем внести его в Госдуму.
Премьер добавил, что бюджет будет формироваться с учетом жесткого сценария цены на нефть, а также продолжающихся санкционных ограничений. «При формировании бюджета нужно исходить из весьма консервативного и, если хотите, жесткого сценария по вопросам, прежде всего связанным с тем, что наш бюджет формирует», — цитирует Д. Медведева Интерфакс.
До октября, сказал глава правительства, работа над бюджетом будет продолжаться. Судя по всему, больше других работать будут лоббисты, выхватывая друг у друга части бюджета. Есть основания полагать, что будет принято предложение министра финансов Антона Силуанова о замораживании расходов бюджета. Так что борьба за ресурсы в этом году обещает быть свирепой.
Речь идет об известном предложении Минфина России зафиксировать бюджетные траты в 2017—2019 гг. на уровне 15,78 трлн руб. в год. Это меньше, чем уточненные расходы на 2016 г., составляющие 16,25 трлн руб. Таким образом, замораживаются расходы федерального бюджета в номинальном выражении. В таком случае, подсчитали эксперты, в реальном выражении расходы федерального бюджета сократятся за три года примерно на 20% при запланированной ЦБ четырехпроцентной инфляции в 2017 г. и далее. Минфин более оптимистичен и рассчитывает на 12,5-процентное сокращение в реальном выражении.
Заморозку сразу поддержал экс-министр финансов, президент стратегических разработок Алексей Кудрин: «Идея разумная… Это просто психологически легче (чем сокращение) и позволяет принять те ориентиры, которые нужно сохранить».
Идея в том, чтобы не называть сокращение расходов сокращением расходов, а называть замораживанием трат. Заморозки достаточно — остальное сделает инфляция.
Ранее Минфин приоткрывал некоторые подробности замораживания бюджета. Предполагается сокращение расходов по 36 из 42 госпрограмм, исключение составят лишь финансирование пенсий, экономического развития и управления госдолгом.
Газета «Ведомости» приводит слова одного из участников совещания у премьера, который говорит, что предложение Минфина было одобрено. Источник добавил: «Хотя каждый министр выступил и многие жаловались, что денег на все расходы им не хватит. Эти замечания будут обработаны, и в четверг представлено решение». На момент подписания номера в печать, в четверг, 7 июля, сообщения об одобрении заморозки еще не поступали. Однако загодя другой собеседник издания говорил: «Подход одобрен; возможно перераспределение внутри программных статей… конкретные цифры будут уточняться».
А. Кудрин напоминает, что дефицит федерального бюджета в 2016 г. будет выше 3% ВВП, для России это непосильно: «Когда резервный фонд потратится, поддерживать такой дефицит будет трудно: пытаясь занимать, государство, по сути, будет главным претендентом на все свободные ресурсы на внутреннем рынке. По расчетам Центра стратегических инициатив, фиксация номинальных расходов на все три года позволяет сократить бюджетный дефицит до 1% ВВП в 2019 г. Но теперь придется провести перераспределение расходов… Так что это не сильно облегчило задачу».
Сокращение расходов заставит пересматривать приоритеты для направления инвестиций. Деньги могут быть направлены на реализацию дорогих, выгодных исполнителям, но очевидно неприбыльных проектов. Это легко — перечень таких начинаний всегда под рукой. Но можно инвестировать в эффективные проекты. Это трудно. Таких идей катастрофически не хватает.
Агентство «Финмаркет» приводит подсчеты, по которым при цене нефти в 60 долл. за бочку и замораживании расходов бюджета рост экономики будет 1,5%. Старший экономист БКС Владимир Тихомиров говорит: «Эффект для экономики, конечно, будет негативный, он зависит от внутренней структуры бюджета… Сейчас определили общие рамки, дальше пойдут уже по расходным статьям, начнется борьба лоббистов-бюджетополучателей — это и определит, каков негативный эффект... А если повысить эффективность бюрократической работы, снизить избыточные процедуры, то даже при снижении занятости в госсекторе эффект для экономики будет позитивный. Альтернатива — рост госдолга, то есть снижение устойчивости бюджета и рост ставок на рынке».