Новые исследования социологов свидетельствуют о том, что граждане свыклись с новой экономической реальностью и теперь готовы порадоваться любой не плохой новости.
Индекс потребительского доверия Nielsen во II квартале 2016 г. вырос до 66 п., но опять демонстрирует пессимистические настроения россиян. В I квартале индекс опускался до минимального за 11 лет значения в 63 п.
Значение выше 100 п. позволяет отнести потребителей страны к группе оптимистически настроенных, ниже этого порога — свидетельствует о преобладании покупателей-пессимистов.
Индекс складывается из трех индикаторов: восприятия потребителями перспектив на рынке труда, оценки собственного финансового положения и степени готовности тратить деньги. Во II квартале этого года 16% российских потребителей ожидают «отличных» или «хороших» перспектив на рынке труда в ближайшие 12 месяцев (в I квартале — 14%). Это значение ниже среднего (25%) за 2015 г. 50% опрошенных уверены, что ситуация с занятостью будет «не очень хорошей», 30% — «плохой».
30% оптимистичны в оценке собственного финансового состояния. Они ожидают «отличных» или «хороших» перспектив в ближайшем году. 52% ожидают «не очень хорошее» личное материальное положение. 14% считают перспективы «плохими».
В 2015 г. число говорящих о благоприятных перспективах личного финансового положения колебалось около 35%. Готовность тратить деньги, по оценкам авторов исследования, по-прежнему остается низкой. О том, что сегодняшняя ситуация «отлично» или «хорошо» подходит для приобретения того, что нужно или хочется купить, заявили 18%. О том, что она «не очень хороша» — 50%, «плоха» — 29%. В 2015 г. в среднем число готовых тратить деньги колебалось на уровне 25%, в 2014-м — около 30%.
76% россиян говорят, что сократили свои траты по сравнению с предыдущим годом. Как и прежде, экономят в первую очередь на одежде (63%), развлечениях вне дома (59%), продуктах (54%).
85% российских потребителей (88% в I квартале) считают, что экономика страны находится в рецессии. 52% из них при этом уверены, что в ближайшем году стране выйти из экономического кризиса не удастся.
Об укреплении пессимизма в России говорят и данные Левада-центра. По оценкам экспертов, большинство граждан (77%) ощущают кризис в стране. В то, что кризис кончится через два-три месяца, верят 1% россиян, а 3% думают, что он продлится полгода. По мнению еще 16%, кризис затянется на «год или полтора». 23% уверены, что он будет длиться «не менее двух лет», а 21% считает, что «кризис будет очень продолжительным…, а его последствия — проявляться на протяжении многих лет».
Экономический кризис в РФ замечают большинство россиян: 36% «определенно согласны» с тем, что он есть, 41% «скорее согласны». 2% уверены, что кризиса нет, 14% «скорее не согласны» с тем, что Россия испытывает экономические трудности. Еще 7% затруднились с ответом.