Промышленность и опт перешли в позитивную зону в большинстве регионов

| статьи | печать

Сводный индекс региональной экономической активности, который рассчитывают эксперты ВШЭ, в целом для всех субъектов РФ в мае был ниже отметки 50%, что означает рецессию. Вместе с тем в 26 регионах деловая активность вышла в «зеленую полосу», а индустрия и оптовая торговля демонстрируют положительный тренд на всех территориях.

Для учета особенностей экономической динамики в субъектах РФ ученые Центра развития (ЦР) «Вышки» предложили использовать новый композитный индикатор — сводный индекс региональной экономической активности (РЭА). Он рассчитывается как арифметическое среднее из региональных индексов экономической активности. В свою очередь, индекс по каждому субъекту Федерации получается как среднее из индикаторов по пяти секторам экономики (промышленность, строительство, розничная и оптовая торговля, платные услуги). Каждый из этих индикаторов (для всех пяти секторов в данном регионе) будет равным 100, если в данном месяце объем производства (выполненных работ, оборота торговли и т.п.) в сопоставимых ценах вырос по сравнению с тем же месяцем предыдущего года. В противном случае индикатору присваивается значение, равное нулю.

Таким образом, если в каком-то регионе наблюдался рост во всех пяти секторах, индекс экономической активности данного субъекта федерации оказывался равен 100%. Напротив, если роста не было ни в одной из пяти отраслей, индикатор был равен нулю. Если рост наблюдался в каком-то одном секторе, значение индекса составляло 20%, и т.д. При этом «по построению» получается, что значение сводного индекса региональной экономической активности меньше 50% означает, что в среднем по секторам рост наблюдается менее чем в половине субъектов федерации РФ, а в среднем по регионам — менее чем в половине секторов (все — по отношению к соответствующему месяцу предыдущего года).

Четыре лидера и четыре аутсайдера

Анализ фактических данных показал, что с января 2015 г. сводный индекс региональной экономической активности не поднимался выше 50%. В мае текущего года он оказался на уровне 42%, что указывает на продолжение рецессии.

Слабая деловая активность была характерна для всех секторов экономики (кроме промышленности и оптовой торговли) и почти всех федеральных округов.

Особенно сильным был спад в розничной торговле, где рост наблюдался лишь в каждом шестом регионе. Чуть лучше дело обстояло в секторе платных услуг и строительстве (рост в 35—40% регионов), что, в любом случае, указывает на слабость внутреннего потребительского и инвестиционного спроса.

Зато по двум отраслям — промышленности и оптовой торговле — доля регионов, демонстрирующих рост, превысила 50%.

В большей части федеральных округов (Центральном, Северо-Западном, Южном, Поволжском, Сибирском и Дальневосточном) уровень экономической активности более или менее соответствует среднему уровню по всей России, немного отклоняясь от него в ту или другую сторону. Ситуация в Северо-Кавказском и Уральском ФО заметно хуже, чем в среднем по стране.

«Анализируя уровень экономической активности в отдельных субъектах Федерации, можно заметить, что доля регионов, в которых сокращаются все пять секторов экономики или растет только один из пяти, остается очень высокой. Это однозначно идентифицирует текущее состояние российской экономики как продолжение рецессии, хотя и не в самой острой ее стадии», — комментирует ситуацию эксперт ВШЭ Сергей Смирнов.

В последнем месяце весны появились четыре региона, где росли все пять секторов экономики, еще в трех субъектах Федерации росло по четыре отрасли. Среди лидеров — Белгородская и Ленинградская области, Удмуртия и Краснодарский край.

Одновременно в четырех регионах (Республика Коми, Карачаево-Черкесия, Тыва и Приморский край) сокращались все пять секторов экономики из пяти.

Не внутренним спросом единым

«Несмотря на большое разнообразие российских регионов по уровню и потенциалу развития, для них пока является проблемой формирование собственной траектории роста, компенсирующей негативные тенденции, складывающиеся на уровне экономики в целом, — идет ли речь об эффектах от снижения цен на нефть или от федеральных законодательных инициатив, — подчеркивает руководитель ЦР ВШЭ Наталья Акиндинова. — Очевидно, что для этого требуется гораздо большая степень свободы и децентрализации полномочий, чем та, которой сейчас реально обладают региональные власти».

Кроме того, чтобы избежать замыкания экономической динамики на падающий внутренний спрос как со стороны собственного населения, так и со стороны соседних регионов, а также на сжимающееся из-за бюджетных проблем федеральное финансирование, необходимо, по мнению г-жи Акиндиновой, преодолевать барьеры на пути расширения внешней торговли (особенно нетопливного экспорта).

Сейчас, при негативной в целом тенденции экспорта, положительную динамику демонстрируют в основном продажи традиционных для России товаров (газа, металлов, леса, удобрений). «Превалирующую долю в экспорте товаров, как и 20 лет назад, составляют минеральные продукты, то есть топливное сырье и прочие малообработанные полуфабрикаты, — отмечает аналитик ЦР Валерий Миронов. — На топливо в 2015 г. приходилось около 63% товарного экспорта. Около 10% пришлось на металлы и изделия из них, около 15% — на продукцию химической промышленности и машиностроение равными долями, а 12% — на прочие товары, включая примерно 5,5% на драгоценные камни и древесину».

Потенциалом для расширения экспорта этих товаров обладают лишь отдельные регионы, обладающие запасами такого рода ресурсов либо давно построенными предприятиями. Повышение объемов экспорта за пределами этой номенклатуры требует, как правило, организации в субъектах Федерации новых производств и привлечения соответствующих инвестиций и новых технологий, в том числе иностранных.

Оживление инвестиционной активности за счет снятия барьеров для развития малого и среднего бизнеса в регионах и создания кластеров вокруг уже экспортируемых товаров, масштабирование уже существующих экспортных ручейков, защита прав собственности — вот, по словам г-на Миронова, возможные направления разработки эффективной системы поддержки экспорта.

Распределение субъектов Федерации по разным уровням экономической активности (май 2016 г.)

Регионы

%

4 региона

0

21 регион

20

31 регион

40

19 регионов

60

3 региона

80

4 региона

100

Источник: ЦР ВШЭ