В Совете Федерации состоялось заседание экспертного совета по здравоохранению на тему «Законодательное регулирование подходов по оказанию медицинской помощи больным с редкими (орфанными) заболеваниями». В ходе него обсуждались вопросы нормативно-правового регулирования оказания медицинской помощи больным с редкими заболеваниями, проблемы финансирования лечения больных такими заболеваниями людей в субъектах РФ, а также использование мультикритериального анализа при формировании приоритетов финансирования лечения редких заболеваний.
На заседании был выработан ряд предложений, которые направят в правительство, Минздрав, другие заинтересованные ведомства и в регионы. Предложения будут включать в себя рекомендацию расширить список редких (орфанных) заболеваний, лечение которых из-за высокой стоимости финансируется из бюджета РФ. Список заболеваний под названием «Семь нозологий» также расширится. На сегодняшний день в России утверждён перечень из 24 орфанных заболеваний, из них семь наиболее дорогостоящих в лечении заболеваний финансируются из бюджета РФ, а остальное — из бюджетов регионов. В комитете Совета Федерации РФ по социальной политике предлагают расширить список орфанных заболеваний, финансирование которых осуществляется из бюджета РФ.
«Редкое заболевание достаточно сложно, дорого, требует применения высоких технологий, и лечить детей, страдающих этими заболеваниями, тоже непросто, — комментирует председатель комитета СФ по социальной политике Валерий Рязанский. — И уже одно то, что в России существует проблема редких заболеваний, их диагностики и лечения, говорит о высоком уровне развития медицины. В странах с высокой младенческой смертностью проблема орфанных заболеваний не стоит вообще. На сегодняшний день утверждён перечень 24 заболеваний и сформирован регистр пациентов, в него входит 11 500 больных редкими заболеваниями, около 7000 из них — это дети. Несмотря на происходящие позитивные изменения в организации оказания медицинской помощи больным орфанными заболеваниями, остаётся ряд нерешённых вопросов, в первую очередь связанных с совершенствованием нормативно-правого регулирования, финансированием диагностики, маршрутизацией больных, взаимодействием профильных ЛПУ федерального и регионального уровней, созданием клинико-диагностических центров, функционированием и оснащением службы помощи больным редкими заболеваниями».
«Первоочередным необходимо всё же считать дефицит средств регионов на лекарственное обеспечение редких заболеваний, а оно, как правило, весьма дорогостоящее, — заявила в интервью газете „Известия“ эксперт ОНФ, председатель общественной организации „Другая жизнь“ Анастасия Татарникова. — В оказании медико-социальной помощи больным редкими заболеваниями есть немало существенных проблем, которые могут быть решены только на федеральном уровне: отсутствие федеральных стандартов и протоколов ведения больных, отсутствие федеральных перечней орфанных препаратов, отсутствие ряда препаратов в перечне жизненно необходимых и важных лекарственных средств. И огромные проблемы существуют сегодня в вопросах финансирования. Если в 2013 г. субъекты Федерации совокупно тратили на лечение больных с редкими заболеваниями чуть более 5 млрд руб., то в 2015 г. эта цифра подошла к отметке 13,3 млрд руб. Причём если в 2013 г. дефицит финансирования составлял 1,8 млрд руб., то в 2015 г. — уже 4,4 млрд руб. Около половины бюджета, выделенного на лечение, уходит на больных с пароксизмальной ночной гемоглобинурией и мукополисахаридозом второго типа. В 2012 г. на лечение всех орфанных больных субъекты тратили около 6% своего бюджета, в 2015 г. — уже до 22,6%. Совершенно очевидно, что для регионов — это тяжелейшее бремя. Но до сих пор многие регионы просто „стесняются“ открыто заявить, что на лечение таких пациентов у них не хватает средств. В 2013 г. Татарстан впервые обратился за разъяснениями положений федерального закона в отношении редких заболеваний. Конституционный суд РФ дал определение по этому делу, в нём говорится о том, что субъекты вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией в той или иной форме финансовой помощи целевого характера. И регионы стали активно пользоваться этим своим правом. Только в 2015 г. поступило 104 обращения от глав субъектов и региональных министерств здравоохранения на федеральное финансирование. В результате этого и в немалой степени высокой активности пациентских организаций и общественных институтов в 2015 г. в регионы было направлено 12 млрд руб. из федерального бюджета. Сейчас известно, что порядка шести из них были потрачены именно на орфанных больных. В настоящий момент налицо исчерпанность как собственных средств регионов, так и оказанной федеральным центром помощи. Сегодня жизненно необходимо срочное решение вопроса по целевому субсидированию (предоставлению иных межбюджетных трансфертов) для покрытия дефицитной части расходных обязательств на осуществление полномочий субъектов РФ, предусмотренных Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ по обеспечению лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания граждан, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни гражданина или к его инвалидности. Для этого нужно сформировать определённые механизмы и определить источники бюджетных ассигнований из федерального бюджета с соответствующей корректировкой и расширением необходимых бюджетных затрат на 2016 г. и в последующие. Полное (или частичное — для группы дорогостоящих лекарственных препаратов) финансирование из федерального бюджета с соответствующим наделением федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья полномочиями по лекарственному обеспечению таких больных».
В регистре Московской области значится 656 человек, больных орфанными заболеваниями. В 2016 г. из бюджета области было выделено 515,4 млн руб. На данный момент пациенты, включённые в регистр, обеспечены лекарственными препаратами в полном объёме. Не смотря на это, медики настаивают на дополнительном финансировании, так как в случае появления новых больных средств на их лечение уже может не хватить. Необходимо создание резервного фонда для того, чтобы в каждом новом случае не приходилось изыскивать деньги.
«Такой резерв необходим, потому что в случае редкого заболевания стоимость лекарств может быть очень высока, и для небольшого региона она может быть запредельной, — говорит директор благотворительного фонда „Жизнь“ Карина Михайлова. — Соответственно, возникают сложности в плане обеспечения и быстроты обеспечения пациентов лекарствами. Те, кому нужны орфанные препараты, — больные люди, и у них есть решение консилиума врачей о пожизненном приёме препарата».