Интернет приходит в кассы

| статьи | печать

Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ существенно меняет отношения между организациями и бизнесменами, применяющими ККТ, и налоговыми органами. Скоро обычные кассы канут в Лету. Их заменят аппараты, способные передавать онлайн-данные о пробитом чеке в специальную систему, где он будет доступен покупателю, продавцу и налоговому инспектору. О том, как будут работать новые правила, — наша тема номера.

Планы стали реальностью

К появлению новых кассовых аппаратов финансовое ведомство начало готовить бизнес-сообщество еще с конца прошлого года. Так, в письме от 30.12.2015 № 03-01-15/77403 специалисты Минфина России сообщили о законопроекте, предусматривающем поэтапный переход на применение кассовой техники, передающей информацию о расчетах в налоговые органы в электронном виде. По мнению финансистов, такие кассы позволят сократить объем «теневого» оборота наличных денежных средств и увеличить налоговые поступления в бюджет путем контроля за корректностью отражения выручки, получаемой в форме наличных денежных средств. Кроме того, переход на применение новой кассовой техники создаст условия для повышения уровня защищенности прав потребителей товаров и услуг. Покупатели смогут контролировать, насколько правильно отражены в отчетности продавцов произведенные ими операции.

В информации ФНС России от 30.06.2016, опубликованной на сайте www.nalog.ru, сказано, что эксперимент по применению новой технологии сначала полгода проходил в Москве, Московской и Калужской областях и Татарстане и до настоящего времени работает в тестовом режиме. За это время было пробито 50 млн чеков на общую сумму 40 млрд руб. Налоговая служба объяснила, что покупать новую кассу необязательно. Ряд моделей старых касс можно модернизировать, установив новое программное обеспечение и фискальный накопитель. Зарегистрировать такую кассу можно онлайн, без личного визита в налоговые органы.

И вот в начале июля появился закон о новой кассовой технике. Это Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 290-ФЗ). Он начал действовать с 15 июля 2016 г., но в полную силу заработает не сразу. Дело в том, что закон предусматривает переходные положения. Так, с 1 февраля 2017 г. прекратится регистрация кассовых аппаратов, которые не отвечают новым требованиям. До 1 июля 2017 г. компаниям и предпринимателям нужно зарегистрировать новую или модернизированную ККТ. А с 1 июля 2018 г. отменяются действующие для ЕНВД и патентной системы льготы в отношении применения кассовой техники.

Документ выглядит довольно внушительно (в нем 130 страниц). Основные поправки внесены в Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон № 54-ФЗ) и КоАП РФ.

Новшества «кассового закона»

Закон № 54-ФЗ изменился до неузнаваемости. Первое, что бросается в глаза, — это новый понятийный аппарат (ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ). В него включили 34 определения против прежних восьми. Приведем некоторые определения, которые важны для понимания процесса работы новой технологии:

  • контрольно-кассовая техника — это ЭВМ, иные компьютерные устройства и их комплексы, обеспечивающие запись и хранение фискальных данных в фискальных накопителях. Они должны уметь формировать фискальные документы, печатать их на бумаге и передавать в электронном виде в налоговые органы через оператора фискальных данных;

  • кабинет контрольно-кассовой техники — это информационный интернет-ресурс, который будет доступен на сайте ФНС России (www.nalog.ru);

  • оператор фискальных данных — это организация, которая будет обрабатывать данные, полученные от ККТ (по аналогии с оператором защищенного электронного документооборота);

  • фискальный накопитель — это усовершенствованный аналог ЭКЛЗ (электронная контрольная лента защищенная), которая сейчас стоит во всех ККТ-устройствах. Накопитель будет записывать и в зашифрованном виде хранить всю информацию о проведенных ККТ-расчетах, естественно, без возможности ее корректировки.

Отдельно скажем про кассовый чек. Это первичный учетный документ, сформированный в электронной форме или отпечатанный на ККТ в момент расчета. Он подтверждает факт расчета и содержит сведения о нем. Заметим, что в прежней редакции Закона № 54-ФЗ данное понятие отсутствовало. Оно содержалось только в Положении о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями (утверждено постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470).

В обновленном законе установлены 20 обязательных реквизитов чека и бланка строгой отчетности (ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ). Помимо уже привычных суммы покупки, цены с НДС и без, адреса и ИНН компании, наименования товара, номера документа за смену и размера скидки современный чек обрастет информацией, идентифицирующей фискальный накопитель, сведениями о применяемой системе налогообложения продавца и сайте в интернете, где можно этот чек проверить.

Напомним, что ранее перечень обязательных реквизитов был только в Положении о применении ККМ (утверждено постановлением Правительства РФ от 30.07.93 № 745) и состоял из семи пунктов.

Как это работает

Разберемся с правилами применения новой ККТ. Они установлены в ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ. Продавец при покупке пробивает чек, и в момент расчета документ попадает в специальную систему, где он доступен налоговикам онлайн. Несмотря на то что теперь все чеки и БСО будут «электронными», обязанность продавца, применяющего онлайн-кассу, выдать документ на бумаге не отменена. Исключением является ситуация, когда до момента расчета покупатель предоставит кассиру адрес электронной почты. В этом случае чек направят на нее в электронном виде.

Отдельная схема расчетов предусмотрена для интернет-магазинов. Они не обязаны больше привозить бумажный чек вместе с покупкой. Но должны направить его электронную копию на адрес электронной почты или телефон, указанный при регистрации на сайте магазина (п. 5 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ).

Все фискальные данные, переданные ККТ в систему в онлайн-режиме, будет хранить специальная организация — оператор фискальных данных. Если у него вдруг аннулируют разрешение на такую работу, организация будет обязана подключиться к новому оператору в течение 20 дней. Все это время касса будет работать в автономном режиме и «копить» чеки. После подключения они будут переданы в систему. Кстати, аналогичный порядок предусмотрен для различных сбоев соединения. Если какое-то время нет связи и ККТ не может «подключиться» к системе, она собирает данные в режиме офлайн и передает их после восстановления соединения.

О том, чтобы подделать данные о выручке или иным образом обмануть потребителя и государство, теперь не может быть и речи. Все данные о моделях ККТ и конкретных экземплярах вместе с номерами фискальных накопителей будут собраны в специальные реестры, которые будет вести ФНС России. Открыв реестр, инспектор сможет посмотреть, где установлена касса, кому она принадлежит и т.д. Инспекторы смогут в режиме онлайн отслеживать выручку по конкретной ККТ, что позволит им оперативно реагировать на снижение денежных потоков и пресекать возможные нарушения. Все это в результате приведет к точечному контролю за применением кассовой техники и позволит использовать риск-ориентированный подход в таких проверках. Другими словами, проверять будут тех, у кого вдруг неожиданно и без видимых причин начнет падать выручка.

Кроме того, предполагается использовать кабинет для электронного документооборота, связанного с регистрацией ККТ, снятием с учета и прочими действиями с кассовой техникой, где необходимо участие налогового органа.

Высокие технологии

Данные о выручке и ее динамике будут доступны в личном кабинете лица, применяющего ККТ. Об этом 28 июня 2016 г. на заседании рабочей группы по электронному документообороту в ТПП РФ рассказал Андрей Бударин, и.о. начальника Управления оперативного контроля ФНС России. Он добавил, что плательщик сможет использовать свой личный кабинет и для внутреннего контроля за своими расчетами.

Представитель ФНС России рассказал и о мобильном приложении, которое разработано специально для проверки чеков в онлайн-режиме. Его можно скачать бесплатно на мобильный телефон или планшет. Каждый чек содержит QR-код, который устройство считает с помощью специальной программы и покажет информацию о покупке в системе. Более того, приложение даст возможность покупателю не диктовать кассиру свой адрес электронной почты при желании получить чек на почту. Достаточно будет показать на экране телефона спецкарточку, которую кассир отсканирует. По тем клиентам, которые имеют карты постоянного покупателя, а значит, заполняли анкеты, информация об адресе электронной почты, возможно, просто автоматически будет интегрирована в систему магазина, и чеки им по умолчанию станут направлять в электронном виде на почтовый ящик.

А. Бударин предложил поставить всем сотрудникам на телефон мобильное приложение и сканировать чеки в момент получения. Если такой возможности нет — направлять данные о них в бухгалтерию (например, фото), чтобы проверкой занимались бухгалтеры. Это позволит проверять подлинность чеков, которые получают подотчетные лица организации. Ведь если подотчетник принесет в бухгалтерию чек, данные о котором отсутствуют в системе, то компания не сможет учесть данный расход для целей налогообложения прибыли.

Кто не будет применять новый порядок

Льготы в отношении применения кассовой техники сохранены и в обновленной редакции Закона № 54-ФЗ. Условно бизнесменов-«льготников» можно разделить на две категории: тех, кто может работать вообще без кассы, и тех, кто должен ее использовать, но в так называемом автономном режиме работы.

Начнем с первой категории. Виды деятельности, при осуществлении которых организации и индивидуальные предприниматели могут работать без касс, перечислены в ст. 2 Закона № 54-ФЗ. Этот перечень схож с прежней редакцией п. 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ. В него, к примеру, включены:

  • продажа газет, журналов и сопутствующих товаров в киосках, но при условии, что доля печатной продукции составляет не менее 50% товарооборота, ассортимент остальных товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта, а учет выручки от газетно-журнальной продукции и от сопутствующих товаров ведется раздельно;

  • продажа водителем билетов на проезд в общественном транспорте;

  • услуги общественного питания (столовые) в образовательных учреждениях (д/с, школах, вузах и т.д.);

  • торговля на розничных рынках и ярмарках, но не через магазины, павильоны, киоски, палатки и проч.;

  • услуги по ремонту одежды, обуви и проч.

К первой категории отнесены также компании и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют расчеты в удаленных и труднодоступных местах, указанных в специальных региональных перечнях. Они вправе не использовать онлайн-кассу при условии выдачи покупателю документа о расчете с определенными реквизитами. Эти реквизиты перечислены в абз. 4—12 п. 1 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ и практически аналогичны тем, которые сейчас должен содержать документ (например, квитанция), подтверждающий покупку у налогоплательщика на ЕНВД и патенте (п. 2.1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ в прежней редакции).

Ко второй категории отнесены компании и предприниматели, которые работают в отдаленных от сетей связи местностях. Для них не предусмотрен режим освобождения от онлайн-касс. Однако законодатели разрешили использовать их в режиме, который не предусматривает обязательной передачи фискальных данных в налоговый орган, — автономный режим работы. Перечни таких местностей также будут утверждены региональными властями и опубликованы на их официальных сайтах.

Обратите внимание, что плательщики, применяющие ЕНВД и патент, а также другие категории организаций и бизнесменов, ранее освобожденных от обязанности использовать кассу при расчетах с населением, обязаны будут обзавестись онлайн-кассами к 1 июля 2018 г. Конечно, при условии, что они не относятся к льготникам согласно новой редакции Закона № 54-ФЗ.

Новые обязанности

Новый порядок применения ККТ затрагивает трех субъектов:

  • непосредственно пользователь ККТ;

  • оператор фискальных данных;

  • налоговый орган.

Рассмотрим права и обязанности каждого из них.

Обязанности организации

Чтобы иметь возможность передавать онлайн-данные в систему, пользователь ККТ должен заключить договор с оператором фискальных данных и зарегистрировать новую ККТ. При регистрации ККТ нужно, как и прежде, направить заявление в налоговый орган. Но теперь такая процедура существенно упрощена и переведена на электронные рельсы. Компании и бизнесмены могут не ходить в инспекцию с кассой, а сделать все через интернет. При этом возможность сдать бумажное заявление сохранена. Форму нового заявления должна утвердить ФНС России. В ней будут реквизиты, которые прямо прописаны в законе, но могут быть добавлены и иные, по усмотрению налоговиков (п. 2 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

Перерегистрация техники нужна, если изменяются сведения о владельце и прочие данные, а также при замене самого фискального накопителя и ключа фискального признака. Ключ нужен непосредственно для передачи данных в систему налоговых органов — это своеобразный аналог электронной цифровой подписи. Срок действия ключа для субъектов малого бизнеса — спецрежимников (ЕНВД, ЕСХН и патент) составляет не менее 36 месяцев. Для сезонных производств — не менее 13 месяцев. А всем остальным придется менять его каждые 15 месяцев (п. 6 ст. 4.1 Закона № 54-ФЗ).

Также пользователь должен:

  • своевременно информировать налоговые органы, если меняются какие-то данные, например место установки, название компании и др.;

  • исключать возможность несанкционированного доступа третьих лиц к ККТ;

  • предоставлять инспекторам по запросам информацию, необходимую для проверки;

  • обеспечивать доступ должностных лиц к фискальным накопителям.

Обязанности оператора

Оператор фискальных данных должен иметь лицензии и получить экспертное заключение о том, что обладает соответствующими техническими средствами, позволяющими обрабатывать фискальные данные. Он обязан уведомлять налоговые органы о каждом заключении или расторжении договора с пользователем и обеспечивать бесперебойную передачу фискальных данных.

Если какой-либо чек не пройдет фискальный контроль (не будет соответствовать фискальным признакам), оператор должен уведомить об этом налоговые органы. И, кроме того, по запросу инспекции, которая проводит проверку пользователя, в течение трех дней предоставить определенную информацию о пользователе. Форму запроса утвердит ФНС России (ст. 4.5 и 4.6 Закона № 54-ФЗ).

Обязанности и права налоговых органов

Инспекторы по-прежнему будут осуществлять весь комплекс мероприятий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о применении ККТ, в том числе следить за полнотой учета выручки. Только новый порядок сделает этот контроль менее заметным и более эффективным. Например, полнота учета выручки будет анализироваться на основании полученных через интернет данных и мониторинга расчетов. То есть проверки станут преимущественно «удаленными». Однако от контрольных закупок налоговая служба пока не отказывается. Более того, право их проводить теперь официально зафиксировано в п. 2 ст. 7 Закона № 54-ФЗ.

ФНС России будет вести реестры контрольно-кассовой техники и фискальных накопителей. Эти реестры будут формироваться на основании данных, полученных от изготовителей. Последние должны будут сдавать заявления о включении ККТ и накопителей в реестр. Кроме того, до передачи ККТ на реализацию изготовителей обязали представлять в налоговую службу уведомление обо всех изготовленных моделях техники и накопителей с указанием заводского номера и даты изготовления каждой единицы (ст. 3 Закона № 54-ФЗ). Таким образом, все без исключения кассовые аппараты будут учтены в системе.

Отметим, что новыми правилами предусмотрена специальная экспертиза моделей ККТ, которую имеют право проводить только те экспертные организации, которые соответствуют требованиям, определенным в ст. 3.1 Закона № 54-ФЗ, в частности, обладают чистыми активами в размере не менее 10 млн руб.

Новые штрафы

За нарушения в сфере ККТ налоговики будут наказывать по обновленным нормам КоАП РФ. Правонарушения дифференцированы по составам, в зависимости от новых обязанностей пользователей. Размеры новых штрафов приведены в таблице (ч. 2—6 ст. 14.15 КоАП РФ).

Помимо того, что штрафы существенно выросли, за нарушения в области применения контрольно-кассовой техники возможно административное приостановление деятельности (абз. 1 ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ). Решение о приостановлении деятельности может принять только суд. Максимальный срок приостановления — 90 суток. А за первичное неприменение ККТ отменено предупреждение.

Для операторов фискальных данных, изготовителей техники и экспертных организаций за нарушение или неисполнение обязанностей, возложенных на них Законом № 54-ФЗ, размеры санкций существенно выше, чем для пользователей. Например, за нарушение конфиденциальности фискальных данных оператора могут оштрафовать на сумму до 1 млн руб. А изготовителя — за продажу техники, не включенной в реестр, — до 200 000 руб. (ч. 7—15 ст. 14.15 КоАП РФ).

Дополнительные расходы или экономия?

Плюсы у нового порядка, безусловно, есть. Как видите, теперь не нужно заключать договор с Центрами технического обслуживания и раз в год менять ЭКЛЗ. Весь документооборот с налоговиками возможен через личный кабинет налогоплательщика и пользователя ККТ. Соответственно, это позволит экономить время и бумагу.

Новые кассы покупать придется далеко не всем. Подавляющее большинство моделей вполне можно модернизировать. Цена комплекта для модернизации колеблется от 3000 до 7000 руб. Причем фискальный накопитель стоит столько же, сколько ЭКЛЗ.

Договор с оператором фискальных данных обойдется не дороже 3000 руб. в год. Кроме того, новшества вводят дополнительный механизм защиты потребителя.

Правонарушение

Наказание для должностных лиц и ИП

Наказание для организаций

Неприменение ККТ

Штраф от1/4 до 1/2 суммы расчетов, проведенных без ККТ, но не менее 10 000 руб.

Штраф от 3/4 до полного размера суммы расчетов, проведенных без ККТ, но не менее 30 000 руб.

Повторное неприменение ККТ, в случае если сумма расчетов, проведенных без техники, составила 1 млн руб. и более

Дисквалификация на срок от одного до двух лет

Административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (распространяется на ИП)

Использование ККТ, которая не соответствует закону либо с нарушением порядка регистрации, перерегистрации и условий применения

Предупреждение или штраф от 1500 до 3000 руб.

Предупреждение или штраф от 5000 до 10 000 руб.

Непредставление или несвоевременное представление организацией или ИП информации и документов по запросам налоговых органов

Предупреждение или штраф от 1500 до 3000 руб.

Предупреждение или штраф от 5000 до 10 000 руб.

Ненаправление организацией или ИП покупателю электронного чека или БСО либо непередача указанных документов на бумажном носителе по его требованию

Предупреждение или штраф до 2000 руб.

Предупреждение или штраф до 10 000 руб.