Объем трансграничной торговли в I квартале 2016 г. вырос более чем вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. В этом году российские покупатели потратят в иностранных интернет-магазинах на 37% больше, чем в прошлом. Отечественный рынок электронной коммерции в целом за год вырастет на 15%. Такие прогнозы сделала Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) на основании исследования, подготовленного совместно с компанией GFK и «Почтой России».
По оценкам АКИТ, объем онлайн-продаж в России по итогам 2016 г. вырастет на 15%, до 850 млрд руб. В числе основных драйверов рынка интернет-торговли — рост количества интернет-пользователей, повышение их грамотности, снижение стоимости мобильного интернета. Ключевыми сдерживающими рост факторами являются неблагоприятная экономическая ситуация и снижение покупательской способности.
Потенциал онлайн-торговли не раскрыт
«Потенциал российского e-commerce огромен. Пока онлайн-сегмент довольствуется скромной цифрой 4% от всего рынка отечественного ретейла. В то же время, например, в Великобритании интернет-продажи составляют 12% от общих продаж розницы. То есть на самом деле российский интернет-рынок до сих пор пуст. На него еще не вышли со своими огромными бюджетами крупнейшие офлайновые игроки», — отметил президент АКИТ Алексей Федоров. По его словам, рынок почувствует, что такое «война бюджетов», демпинг, массовое банкротство игроков, только когда Х5, «Магнит», «Дикси», «Леруа Мерлен», «М.видео», «Эльдорадо» начнут тратить на онлайн-продвижение более трети своих маркетинговых бюджетов.
Участники рынка считают, что существующий порог беспошлинной торговли для иностранных интернет-магазинов в 1000 евро ставит российский онлайн-ретейл в совершенно неконкурентоспособную позицию. По итогам I квартала 2016 г. российские покупатели потратили в иностранных интернет-магазинах около 70 млрд руб., что на 106% больше, чем за тот же период 2015 г. По прогнозу АКИТ, объем трансграничной торговли в 2016 г. может вырасти на 37% и достичь 300 млрд руб. Количество входящих международных отправлений с товарным вложением в I квартале достигло 48 млн штук, что на 182% больше, чем годом ранее. Для сравнения: объем заказов в российских интернет-магазинах за тот же период вырос всего на 3%.
Около 95% всех отправлений, поступивших в Россию из зарубежных интернет-магазинов, доставлены «Почтой России». Ожидается, что общее количество посылок и мелких пакетов с товарным вложением по итогам 2016 г. составит около 230 млн штук.
Такой бурный рост трансграничной интернет-торговли во многом объясняется низким объемом отправлений с товарным вложением в I квартале 2015 г., что было связано с резким ростом курса доллара в конце 2014 г. При росте валютного курса цены в зарубежных магазинах взлетают моментально, в то время как цены у российских ретейлеров растут более плавно за счет складских запасов, сформированных по «старому курсу».
Больше всего денег в иностранных интернет-магазинах российские покупатели потратили на мелкую бытовую технику и электронику, одежду и обувь. Средняя стоимость посылки с товарным вложением по итогам I квартала 2016 г. составила 1400 руб. За год этот показатель упал на 32%. Падение среднего чека связано не столько с последствиями экономического кризиса, сколько с ростом популярности трансграничной торговли и увеличением доли мелких и дешевых товаров в общем объеме международных отправлений. Около 60% всех покупок в иностранных интернет-магазинах по стоимости не превышают 22 евро, а 95,5% покупок укладываются в сумму 150 евро. Более половины покупок (в деньгах) в иностранных интернет-магазинах делают покупатели из Москвы (46%) и Санкт-Петербурга (11%). На остальные регионы приходится 43% покупательских расходов.
«Почта России» укрепила свои позиции как главный российский логистический оператор в электронной торговле. Доля «Почты России» на рынке доставки товаров e-commerce (включая отправления из иностранных интернет-магазинов и доставку на внутреннем рынке) в I квартале 2016 г. выросла на 10 п.п., до 61%. Конкуренцию «Почте России» на внутреннем рынке составляют экспресс-перевозчики, среди крупнейших — компании DPD, CDEK, DHL. Кроме того, у российских покупателей популярен способ получения товара в пункте выдачи заказов или в магазине.
Чаще всего через интернет покупают технику
Объем отечественного рынка бытовой техники и электроники по результатам I квартала 2016 г. составил 61,1 млрд руб., что на 20,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. По прогнозу АКИТ, по итогам текущего года рынок БТиЭ вырастет на 13,5%, до 200 млрд руб.
Бытовая техника и электроника — самый развитый сегмент интернет-торговли, e-commerce формирует уже 18% оборота этого рынка. Самыми популярными категориями товаров в сегменте БТиЭ остаются телефоны и смартфоны (+30,5%), компьютеры (+15,8%) и крупная бытовая техника (+32,7%).
По прогнозу АКИТ, к 2020 г. трансграничная интернет-торговля составит 26% всего российского рынка бытовой техники и электроники. При отсутствии взвешенного регулирования офшорной торговли доля иностранных ретейлеров в сегменте «Одежда» достигнет 20%, а в сегменте «Обувь» — 17%.
Аналитики подсчитали, что по итогам 2015 г. доля трансграничной интернет-торговли в категории мелкой и средней бытовой техники и электроники составила 9% от общего объема розничных продаж аналогичных товаров в России (онлайн+офлайн). Россияне покупают в зарубежных интернет-магазинах потребительскую электронику, телефоны и смартфоны, а также планшеты, ноутбуки, фототехнику, мелкую бытовую технику (чайники, миксеры, тостеры, утюги и т.п.) и аксессуары (наушники, компьютерные мыши, клавиатуры и т.п.). Доля офшорной интернет-торговли в сегменте «Одежда» составила 4,2% от общего объема продаж одежды в России, а в сегменте «Обувь» — 3,2%. В основном это товары весом до 2 кг, которые удобно и дешево отправлять в посылках.
Мелкая и средняя бытовая техника и электроника — одна из самых популярных категорий товаров в иностранных интернет-магазинах. Треть всех денег, потраченных россиянами на зарубежных сайтах в 2015 г., приходится именно на эти товары. Еще 35% денег российские покупатели потратили на одежду и обувь.
«В то время как во Франции принимают многочисленные законы, направленные на защиту мелкой розницы, в то время как в Индии пошлины на ввоз любых посылок составляют 35% от их стоимости, а Китай последовательно ужесточает ввоз посылок на свою территорию, Россия открыла все границы. У российского ретейла не осталось иного выхода, кроме как открывать склады в Эстонии (а эстонцы обращаются с подобными предложениями уже еженедельно) и заниматься трансграничной торговлей с Россией без всяких таможенных платежей, так же как делают наши зарубежные конкуренты», — заявил президент АКИТ А. Федоров.
Он подчеркнул, что сегодня иностранные ретейлеры могут продавать в Россию товары через интернет без налогов и пошлин, получая тем самым ценовое конкурентное преимущество в среднем около 30%. По подсчетам ассоциации, если сохранить неравные конкурентные условия для российских и зарубежных ретейлеров, к 2020 г. 26% всего рынка бытовой техники и электроники будет составлять офшорная торговля. В сегменте одежды доля трансграна составит 20%, а в сегменте обуви — 17%.
По итогам 2015 г. оборот трансграничной торговли составил 219 млрд руб., или 29% от российского рынка e-commerce. Впрочем, в общем объеме розничного рынка доля офшорной торговли составляет менее 1%.
К сведению
Рынок мобильных телефонов близок к насыщению
По оценкам J’son & Partners Consulting, в I квартале 2016 г. суммарные продажи мобильных телефонов и смартфонов в России снизились на 2% по сравнению с результатами I квартала 2015 г. и на 12% по сравнению с докризисным I кварталом 2014 г. Общемировой рынок мобильных устройств в I квартале 2016 г. также продемонстрировал отрицательную динамику по отношению к аналогичному показателю прошлого года.
В первую очередь падение объемов продаж можно объяснить существенным насыщением рынка мобильных телефонов.
В свою очередь российский рынок смартфонов за аналогичный период продемонстрировал прирост: 2% по отношению к I кварталу 2015 г. На российском рынке доля смартфонов в общих продажах мобильных телефонов в натуральном выражении выросла до 70%. Отметим, что по этому параметру Россия по-прежнему уступает общемировому показателю: по данным компании Gartner, в I квартале 2016 г. смартфоны занимали 78% мирового рынка мобильных телефонов.
Рынок планшетных ПК продолжает сокращаться. Причем данная тенденция характерна как для российского, так и для общемирового рынка. По оценкам J’son & Partners Consulting, российский рынок планшетных ПК снизился на 37% в натуральном выражении по отношению к I кварталу 2015 г. Длительный срок службы данных устройств, а также конкуренция со смартфонами с большой диагональю дисплея влияют на падение рынка планшетных ПК, начавшееся еще в 2015 г.
Отметим, что по сравнению с I кварталом 2014 г. российский рынок планшетных ПК упал практически на 50%, а общемировой — на 21% в натуральном выражении.