Поправки в закон о ККТ
Федеральным законом от 03.07.2016 № 290-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».
Новый закон предусматривает переход на применение кассовой техники, передающей информацию о расчетах в налоговые органы в электронном виде. Он начал действовать с 15 июля 2016 г., но в полную силу заработает не сразу. Дело в том, что закон предусматривает переходные положения. Так, с 1 февраля 2017 г. прекратится регистрация кассовых аппаратов, которые не отвечают новым требованиям. До 1 июля 2017 г. компаниям и предпринимателям нужно зарегистрировать новую или модернизированную ККТ. А с 1 июля 2018 г. отменяются действующие для ЕНВД и патентной системы льготы в отношении применения кассовой техники.
Страховые взносы в НК РФ
В первую и вторую части НК РФ Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ внесены поправки, связанные с передачей полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование налоговым органам. Они вступят в силу с 1 января 2017 г.
В частности, часть первая НК РФ дополнена главой 2.1 «Страховые взносы в Российской Федерации», определяющей общие условия установления страховых взносов. В часть вторую НК РФ введена новая глава 34 «Страховые взносы». Ее положения за некоторым исключением повторяют нормы Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
В связи с введением нового порядка администрирования страховых взносов понадобилось внесение поправок и в другие законодательные акты РФ. Сделано это посредством Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ.
Так, согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», сведения о трудовом стаже нужно будет сдавать в органы ПФР по месту регистрации один раз в год не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом. Сейчас они сдаются ежеквартально в составе формы РСВ-1.
Срок сдачи в ПФР сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (СНИЛС, ФИО, ИНН) перенесен с 10-го на 15-е число месяца, следующего за отчетным периодом — месяцем.
В настоящее время за непредставление или неполное представление сведений, необходимых для осуществления персонифицированного учета, в том числе и сведений о трудовом стаже, налагается штраф в размере 5% от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в ПФР за последние три месяца отчетного периода. А за непредставление сведений о застрахованных лицах — 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица. С 1 января 2017 г. размер штрафа за непредставление сведений о трудовом стаже и сведений о застрахованных лицах будет единым — 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Вводится штраф в размере 1000 руб. за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов.
Поскольку контроль за уплатой страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний остается в ведении ФСС России, а Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ с 1 января 2017 г. утрачивает силу, его положения в части предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, взыскания недоимки, начисления пеней, зачета и возврата сумм страховых взносов, проведения проверок, ответственности перенесены в Федеральный закон от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Установлено, что контроль за правильностью исчисления и перечисления страховых взносов, подлежащих уплате за периоды, истекшие до 1 января 2017 г., осуществляется соответствующими органами ПФР, ФСС России. Уточненные расчеты по страховым взносам за отчетные периоды до 1 января 2017 г. нужно представлять в ПФР и ФСС России в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Поправки вступят в силу с 1 января 2017 г.
Консолидированная отчетность
Федеральным законом от 03.07.2016 № 262-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» и ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
В частности, установлен срок для представления промежуточной консолидированной финансовой отчетности — не позднее 60 дней после окончания отчетного периода, за который составлена данная отчетность.
Уточнены требования к раскрытию консолидированной финансовой отчетности.
Независимая оценка квалификации
Федеральным законом от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» установлены правовые и организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, а также определены правовое положение, права и обязанности участников такой независимой оценки квалификации.
Под независимой оценкой квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности понимается процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центром оценки квалификаций в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена центром оценки. Экзамен проводится по инициативе соискателя за счет средств соискателя, иных физических и (или) юридических лиц либо по направлению работодателя за счет средств работодателя в порядке, установленном трудовым законодательством.
Поправки в Трудовой кодекс
3 июля 2016 г. подписаны несколько федеральных законов, вносящих изменения в Трудовой кодекс РФ.
Так, Федеральным законом № 239-ФЗ ТК РФ закреплены гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем на прохождение независимой оценки квалификации. Установлено, что оплата прохождения такой оценки осуществляется за счет средств работодателя.
Федеральным законом № 272-ФЗ увеличен размер компенсации, выплачиваемой работодателем при нарушении установленного срока выплаты зарплаты. Теперь он составляет не менее одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки. Кроме того, данным законом ст. 5.27 КоАП РФ дополнена положением, устанавливающим ответственность за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.
Федеральным законом № 347-ФЗ введена обязанность по установлению предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров отдельных фондов, учреждений и предприятий и среднемесячной заработной платы работников таких фондов, учреждений, предприятий (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера).
Информация о рассчитываемой за календарный год среднемесячной заработной плате указанных руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на соответствующих официальных сайтах.
Федеральным законом № 348-ФЗ Трудовой кодекс РФ дополнен главой 48.1 «Особенности регулирования труда лиц, работающих у работодателей — субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям». Установлено, что работодатель — субъект малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, вправе отказаться от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (правил внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, положения о премировании, графика сменности и других). При этом соответствующие положения, регулируемые локальными актами, должны быть включены в трудовые договоры с работниками.
Проверки КГН и налоговый мониторинг
Федеральный закон от 03.07.2016 № 240-ФЗ внес поправки в первую часть НК РФ. Новации вступают в силу 3 августа 2016 г.
Так, внесены изменения в ст. 89.1 НК РФ, регламентирующую порядок проведения выездной проверки КГН. Данная норма дополнена п. 4.1, согласно которому налоговики не могут проверять правильность определения полученных доходов и осуществленных расходов участником КГН за период, за который в отношении него проводится (или был проведен) налоговый мониторинг. Правда, из этого правила есть исключения. Так, проверка возможна в следующих случаях:
— ее осуществляет вышестоящий налоговый орган в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;
— налоговый мониторинг досрочно прекращен;
— участник КГН не выполнил мотивированное мнение налогового органа по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налога на прибыль, которое было ему направлено;
— ответственный участник КГН представил уточненную декларацию по налогу на прибыль по КГН за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной декларацией в связи с уменьшением доходов (увеличением расходов) участником КГН, в отношении которого проводился налоговый мониторинг.
Согласно изменениям, внесенным в п. 1 ст. 105.26 НК РФ, налоговый мониторинг будет проводиться и в отношении правильности исчисления и полноты уплаты страховых взносов. Кроме того, в этой норме Кодекса появился порядок проведения налогового мониторинга КГН. Так, предметом налогового мониторинга в отношении участника КГН является правильность определения полученных им доходов и осуществленных расходов для целей налогообложения прибыли по КГН. При этом в отношении ответственного участника КГН не проверяется правильность определения другими участниками КГН полученных доходов и осуществленных расходов для целей налогообложения прибыли по КГН.
Откорректировано одно из условий, при соблюдении которых организация может претендовать на налоговый мониторинг. Сейчас в подп. 1 п. 3 ст. 105.26 НК РФ сказано, что совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, подлежащих уплате в бюджет за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, должна составлять не менее 300 млн руб. Эта норма дополнена следующими положениями.
При определении совокупной суммы налогов учитываются только те налоги, обязанность по уплате которых возложена на организацию как на налогоплательщика и налогового агента. Для организации, являющейся участником КГН (в том числе ответственным участником), в совокупную сумму налогов включается сумма налога на прибыль. Она определяется на основе полученных организацией доходов и осуществленных расходов, учитываемых при формировании консолидированной налоговой базы.
Появилось еще одно основание для отказа в проведении налогового мониторинга. Так, налоговики не возьмутся за мониторинг, если система внутреннего контроля, применяемая в организации, не будет соответствовать установленным требованиям к организации внутреннего контроля (подп. 4 п. 5 ст. 105.27 НК РФ).
Изменения в порядке исчисления НДС
Федеральный закон от 30.06.2016 № 225-ФЗ внес в главу 21 НК РФ ряд изменений.
Так, с 1 октября 2016 г. освобождается от обложения НДС ввоз на территорию РФ сырья и комплектующих изделий для производства медицинских товаров, аналоги которых не выпускаются в РФ. Но, чтобы не платить НДС, компании должны представить в таможенные органы документ, подтверждающий целевое назначение таких сырья и комплектующих изделий и отсутствие их аналогов, которые производятся в РФ. Этот документ будет выдаваться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов.
Если же указанные сырье и комплектующие ввозятся в РФ с территории государства — члена Евразийского экономического союза, то указанный документ представляется в налоговый орган.
Федеральным законом от 23.06.2016 № 187-ФЗ по 31 декабря 2020 г. включительно освобождены от обложения НДС ввоз и реализация племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, племенных овец, племенных коз, племенных лошадей, полученных от них семени и эмбрионов, а также ввоз и реализация племенной птицы (племенного яйца).
Утверждена новая редакция Классификации основных средств
Постановлением Правительства РФ от 07.07.2016 № 640 внесены изменения в постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».
Действующая редакция Классификации основных средств использует коды ОКОФ по Классификатору основных фондов ОК 013-94, который был утвержден постановлением Госстандарта России от 26.12.94 № 359. С 1 января 2017 г. вводится в действие новый Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) ОК 013-2014 (СНС 2008) (приказ Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст). В связи с этим Классификация основных средств изложена в новой редакции с учетом новых кодов ОКОФ.
Отметим, что состав позиций по новому и старому классификаторам ОКОФ не совпадает. Соответствия между старыми и новыми кодами ОКОПФ приведены в приказе Росстандарта от 21.04.2016 № 458 «Об утверждении прямого и обратного переходных ключей между редакциями ОК 013-94 и ОК 013-2014 (СНС 2008) Общероссийского классификатора основных фондов».
Из постановления Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 убрано упоминание о том, что Классификация основных средств может использоваться для целей бухгалтерского учета.
Изменения вступят в силу в 1 января 2017 г.