Законодатели продолжают совершенствовать систему налогового администрирования. Со 2 июня 2016 г. вступила в силу основная часть положений Федерального закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 130-ФЗ). Новшества, связанные с налоговой тайной, внесены в Налоговый кодекс Федеральным законом от 01.05.2016 № 134-ФЗ «О внесении изменений в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 134-ФЗ). Рассмотрим наиболее существенные из произошедших изменений.
Закон № 130-ФЗ принят в рамках дорожной карты «Совершенствование налогового администрирования», утв. Распоряжением Правительства РФ от 10.02.2014 № 162-р. Напомним, что одной из основных целей дорожной карты является улучшение взаимоотношений между налогоплательщиками в лице предпринимательского сообщества и налоговыми органами с учетом лучших международных практик.
Вступление в силу нормативных актов о налогах
Несмотря на то что ст. 5 НК РФ представляется сугубо теоретической, правила вступления в силу налогового законодательства — это, прежде всего, одна из основных гарантий защиты прав налогоплательщиков и стабильности налоговых отношений. Обеспечить налогоплательщику неизменность «правил игры» в сфере налогообложения в течение как минимум одного налогового периода — задача государства. Именно такие правила закреплены в ст. 5 НК РФ: они предусматривают вступление в силу актов законодательства о налогах не ранее 1-го числа очередного налогового периода и не ранее одного месяца со дня официального опубликования.
Теперь данные положения распространены и на нормативные правовые акты о налогах и сборах Правительства РФ. Ранее из-за отсутствия такой нормы возникали споры о дате вступления в силу того или иного правительственного акта. Именно так случилось с основным подзаконным актом по НДС — постановлением Правительства РФ от 30.07.2014 № 735, которое вносило массу изменений в документы, применяемые при расчетах по НДС (журнал учета счетов-фактур, книгу покупок и т.д.). В этой связи Минфину России пришлось давать разъяснения с учетом позиции Конституционного суда РФ (письмо Минфина России от 18.09.2014 № 03-07-15/46850). Теперь такая ситуация исключена в связи с наличием прямой нормы закона.
Но больше порадует налогоплательщиков дополнение в п. 5 ст. 5НК РФ. Оно устанавливает новое правило: нормативные правовые акты, предусматривающие утверждение новых форм (форматов) налоговых деклараций (расчетов) или внесение изменений в действующие формы (форматы) налоговых деклараций (расчетов), вступают в силу не ранее чем по истечении двух месяцев со дня их официального опубликования.
Ни для кого не секрет, что нередко новая форма декларации или налогового расчета появляется в разгар отчетной кампании. Так, почти под занавес отчетного периода в этом году ФНС России утвердила новую форму декларации по УСН. Приказ ФНС России от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@ появился на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30 марта 2016 г. А срок его действия, указанный в приказе — с 10 апреля 2016 г. Вот и пришлось бухгалтерам, не успевшим к этому времени сдать отчет, спешно изучать новый документ и порядок заполнения новой формы.
Теперь плательщики получили возможность заблаговременно узнавать о новых формах отчетности и вдумчиво разбираться с порядком их заполнения.
О личном кабинете налогоплательщика
Пожалуй, самое масштабное изменение по количеству пользователей, интересы которых оно затрагивает, — это новшества в порядке пользования личным кабинетом.
Напомним, что в законодательстве понятие «личный кабинет налогоплательщика» появилось относительно недавно — 1 июля 2015 г. вступила в силу ст. 11.2 НК РФ, введенная Федеральным законом от 04.11.2014 № 347-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Исходя из ст. 11.2 НК РФ под личным кабинетом налогоплательщика понимается информационный ресурс, который размещен на официальном сайте ФНС в интернете. Ведение этого ресурса осуществляется в порядке, установленном ФНС России.
Согласно внесенным уточнениям личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками — физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме. Порядок получения налогоплательщиком — физическим лицом доступа к его личному кабинету определяется ФНС России.
Налогоплательщик-гражданин, получивший доступ к личному кабинету, такие документы получает через этот ресурс. Ранее подключение к личному кабинету (ЛК) само по себе не исключало обязанности инспекции присылать вам бумажные документы, в том числе на уплату имущественных налогов.
Для обмена документами в ЛК прежняя редакция п. 2 ст. 11.2 требовала от налогоплательщика-гражданина направления в инспекцию уведомления, форму и формат которого ФНС России утвердила приказом от 08.06.2015 № ММВ-7-17/231@ «Об утверждении формы и формата уведомления об использовании (об отказе от использования) личного кабинета налогоплательщика, а также порядка и сроков его направления в налоговые органы физическими лицами». Согласно порядку срок для направления уведомления установлен 1 марта. После получения такого уведомления налоговики прекращали направлять документы в бумажном виде обычной почтой и в электронном виде на адрес электронной почты. Чтобы получить бумажный документ, нужно было уведомить ИФНС об отказе от использования личного кабинета.
Новый порядок работы с личным кабинетом следующий.
Обладателям личного кабинета налогоплательщика документы на бумажном носителе по почте направляться не будут. Сам факт оформления доступа к личному кабинету на сайте ФНС уже означает, что гражданин отказывается от общения по обычной почте.
Чтобы получать документы на бумажном носителе, обладатели личного кабинета должны направить в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.
Документы в электронном виде, представленные через личный кабинет, приравниваются к документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью налогоплательщика.
Несомненно, электронные сервисы — это удобно. Однако если налогоплательщик по каким-либо причинам не пользуется личным кабинетом налогоплательщика, произошедшие изменения его не коснутся. Если налогоплательщик собирается подключиться к ЛК только сейчас, необходимо помнить, что он перестанет получать от налоговой инспекции документы по почте. Следовательно, если для налогоплательщика получение документов на бумаге принципиально, необходимо направить уведомление в налоговый орган о желании получать документы на бумажном носителе.
Если налогоплательщик уже является счастливым обладателем личного кабинета и отказался от получения бумаг из налоговой инспекции, для него ничего не изменится.
Вопрос возникает только в отношении тех налогоплательщиков, у кого к моменту вступления в силу Закона № 130-ФЗ уже есть ЛК и такой налогоплательщик не отказывался от бумажной документации. Будет ли он получать ее теперь? По нашему мнению, таким плательщикам налоговики должны продолжить присылать всю необходимую корреспонденцию почтой. Однако в связи с отсутствием в Законе № 130-ФЗ каких либо переходных положений, возможно, у налоговиков будет иное прочтение. Поэтому владельцам личного кабинета налогоплательщика, подключившим этот сервис до вступления в силу Закона № 130-ФЗ и не желающим получать уведомления, требования и иные документы через данный электронный сервис, безопаснее будет направить в налоговый орган уведомление о своем желании получать бумажные документы.
Закон № 130-ФЗ правила пользования личным кабинетом распространил и на плательщиков сборов — физических лиц. Теперь личным кабинетом могут воспользоваться, например, плательщики сбора за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов.
Как и прежде, правила о пользовании личным кабинетом налогоплательщика не распространяются на индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и других лиц, занимающихся частной практикой, в части передачи в налоговые органы документов (информации), сведений, связанных с осуществлением ими указанной деятельности.
Обратите внимание!
Все о личном кабинете налогоплательщика и способах его подключения — на сайте ФНС России: Nalog.ru -> Главная страница -> Электронные сервисы -> Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц.
Совершенствование электронного документооборота
Налоговый кодекс устанавливает обязанность определенной категории плательщиков отчитываться перед налоговым органом исключительно в электронном виде по ТКС через оператора электронного документооборота:
— налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;
— вновь созданные (в том числе при реорганизации) организаций, численность работников которых также превышает 100 человек;
— иные налогоплательщики, для которых такая обязанность предусмотрена частью второй Налогового кодекса применительно к конкретному налогу. Речь идет, в частности, о плательщиках НДС.
Порядок электронного взаимодействия с налоговиками существенно ужесточился. Соответствующие изменения Законом № 130-ФЗ внесены в п. 5.1 ст. 23 Кодекса.
Прежде всего, у плательщиков появилась обязанность обеспечить получение документов от налоговиков в электронном виде по ТКС. Для этого предусмотрен десятидневный срок со дня возникновения любого из оснований отнесения лица к категории налогоплательщиков, которые обязаны отчитываться в электронном виде.
Во-вторых, обязанность по обеспечению электронного документооборота считается исполненной, если у налогоплательщика заключен договор с оператором на оказание услуг электронного документооборота или о передаче прав на использование программного обеспечения, предназначенного для обеспечения электронного документооборота, с инспекцией по месту учета этого налогоплательщика, также при наличии квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи. Если планируется направлять документы через уполномоченного представителя, договор и квалифицированный сертификат ключа проверки ЭП должен быть именно у представителя. В этом случае документы, подтверждающие полномочия уполномоченного представителя, также должны быть в инспекции. Они должны быть представлены в течение трех дней с того дня, как представителю были делегированы соответствующие полномочия. Эти документы можно представить лично, через представителя либо направить в электронной форме в виде электронных образов документов (сканкопий) через оператора электронного документооборота.
Обратите внимание: ранее закон позволял только сдавать электронную отчетность через уполномоченного представителя (п. 4 ст. 80 НК РФ). Законом № 130-ФЗ полномочия представителей расширены, теперь они вправе не только отправлять в инспекцию налоговую отчетность, но и получать от нее различные электронные документы.
Закон № 130-ФЗ ввел и ответственность за неисполнение обязанности по обеспечению получения от налогового органа документов в электронной форме по ТКС. Налоговый орган получил право приостанавливать операции по счетам в банке. Такое решение инспекторы вынесут в течение десяти дней с того момента, как установят факт неисполнения организацией названной обязанности. Открыть счет налоговики должны не позднее одного дня, следующего за днем исполнения налогоплательщиком-организацией обязанности по обеспечению получения от налогового органа по месту своего нахождения организации документов в электронной форме по ТКС. Это предусмотрено нововведениями подп. 1.1 п. 3 и подп. 1.1 п. 3.1 ст. 76 Кодекса (данные положения вступили в силу с 1 июля 2016 г.).
Камеральная проверка
Законом № 130-ФЗ внесены изменения в порядок представления плательщиками НДС пояснений по требованию налогового органа в ходе камеральных проверок (п. 3 ст. 88 НК). С 2015 г. отчетность по НДС сдается в электронной форме по ТКС. Однако если налоговый орган требовал пояснений по таким декларациям, НК РФ не определял, в какой форме они должны быть представлены. ФНС России давала разъяснения, что пояснения можно представить как на бумажном носителе, так и по электронке (письмо ФНС России от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395).
Закон № 130-ФЗ лишает плательщиков НДС (лиц, которые обязаны представлять декларацию по НДС в электронном виде) такого выбора. В пункте 3 ст. 88 Кодекса появится уточнение, согласно которому пояснения данная категория налогоплательщиков должна представлять, как и декларацию, исключительно в электронном виде по ТКС. Более того, Кодекс содержит прямое указание, что пояснения, представленные на бумажном носителе, считаются непредставленными.
У плательщиков НДС еще есть время осознать новые требования. Данное нововведение вступит в силу с 1 января 2017 г. С этого момента также будет действовать в новой редакции и п. 1 ст. 129.1 Кодекса, устанавливающий ответственность, в том числе и за непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган предусмотренных п. 3 ст. 88 Кодекса пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации.
При проведении камеральных проверок, связанных с налоговыми льготами, инспекторы в силу п. 6 ст. 88 НК РФ (в новой редакции) смогут истребовать не только документы, но и пояснения. На представление последних налогоплательщикам отводится пять дней.
Порядок представления документов по требованию
Проведение любых проверочных мероприятий должно быть максимально ясно и недвусмысленно установлено законодателем. Поскольку наличие неясностей и разночтений — это всегда повод для спора в потенциально конфликтной ситуации проведения налоговой проверки. Поэтому внесение ясности в ст. 93 НК РФ — безусловно положительный момент.
Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. И если объем документов незначителен, для плательщика, возможно, не составит труда заверить каждый документ. Но если объем истребуемых документов велик? Раньше этот вопрос в законе был упущен. Сейчас НК РФ устанавливает: листы документов, представляемых на бумажном носителе, должны быть пронумерованы и прошиты в соответствии с требованиями, утверждаемыми ФНС России. Представление документов, составленных в электронной форме по форматам, установленным ФНС России, осуществляется по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.
Более того, новая редакция Кодекса допускает возможность представления документов, составленных на бумажном носителе, в электронной форме в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов). Соответствующие форматы также устанавливает ФНС России.
В случае представления истребуемых документов в инспекцию в электронной форме по ТКС такие документы должны быть заверены усиленной квалифицированной ЭП проверяемого лица или усиленной квалифицированной ЭП его представителя.
Дополнительные мероприятия налогового контроля
Ни для кого не секрет, что выездные проверки являются наиболее эффективной формой налогового контроля. Свыше 80% выездных налоговых проверок относятся к категории результативных. То есть по результатам таких проверок выявляются правонарушения и плательщики привлекаются к ответственности. Более того, сам факт назначения выездной проверки, которая, возможно, не выявит никаких нарушений, приводит к увеличению трудовых затрат у проверяемого плательщика. Поэтому не только проверяющий, но и плательщик должен четко представлять себе требования законодательства к выездным проверкам. В этой части завершение рассмотрения материалов проверки решением о проведение дополнительных мероприятий налогового контроля всегда приводило к некоему вакууму, поскольку отсутствовали многие процедурные требования: можно было не знакомить плательщика с результатами дополнительных мероприятий, можно было не ждать и не учитывать его возражений и т.п.
Что же теперь?
Более четко прописан момент принятия решения: руководитель налогового органа (его заместитель) рассматривает акт налоговой проверки, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) возражения. По результатам рассмотрения названных материалов выносится одно из следующих решений:
— о привлечении налогоплательщика к ответственности или об отказе в таковом (п. 7 ст. 101 НК);
— либо о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
В случае принятия решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля срок их проведения будет указан в соответствующем решении. После их завершения акт налоговой проверки, материалы к ней и материалы по дополнительным мероприятиям налогового контроля, а также представленные проверяемым лицом письменные возражения должны быть рассмотрены руководителем налогового органа, проводившего проверку.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе ознакомиться с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля в течение срока, установленного законодательством для представления возражений (десять дней). А налоговый орган обязан обеспечить проверяемому лицу возможность ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля на территории налогового органа не позднее двух дней со дня подачи таким лицом заявления об этом. Ознакомление с такими материалами осуществляется путем их визуального осмотра, изготовления выписок, снятия копий. По окончании ознакомления составляется протокол в соответствии со ст. 99 НК РФ.
Согласно п. 6.1 ст. 101 НК РФ налогоплательщик в течение десяти дней с момента истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля имеет право представить свои письменные возражения на результаты этих мероприятий. И только по истечении данного срока в течение опять же десяти дней принимает одно из решений, предусмотренных в п. 7 ст. 101 Кодекса (о привлечении к ответственности или об отказе в привлечении к ответственности).
Процедура ознакомления с материалами проверки аналогичным образом закреплена и для тех проверяемых плательщиков, которых не коснулись допмероприятия налогового контроля. Они вправе ознакомиться с материалами проверки в течение срока, установленного законодательством для представления возражений (один месяц с момента получения акта проверки).
Важно!
Новации, связанные с процедурой проверок, применяются при вынесении решений по результатам налоговых проверок, завершенных после 2 июня 2016 г.
Налоговый мониторинг
Закон № 130-ФЗ ввел инструмент так называемых налоговых соглашений в отношении планируемых сделок российских налогоплательщиков. В зарубежном законодательстве этот инструмент именуется advance tax ruling. Законодатели внесли изменения в главу 14.8 НК РФ «Порядок проведения налогового мониторинга. Мотивированное мнение налогового органа».
Институт налогового мониторинга относительно нов для российского налогового администрирования. Основная цель введения с 1 января 2015 г. данного института заключалась в создании партнерских отношений между налоговым органом и налогоплательщиком, снижении издержек на осуществление налогового администрирования, сокращении налоговых споров с налоговыми органами.
Налоговый мониторинг рассматривается разделом V.2 Налогового кодекса РФ как форма налогового контроля. Согласно действующему законодательству налоговый мониторинг ориентирован на предварительную проверку деятельности налогоплательщика в целях выявления его потенциальных действий, которые повлекут нарушение законодательства о налогах и сборах.
Согласно изменениям, внесенным Законом № 130-ФЗ, крупнейшие налогоплательщики, применяющие режим налогового мониторинга, теперь вправе обратиться за мотивированным мнением налогового органа не только в отношении уже совершенных сделок, как это предусматривала старая редакция ст. 105.30 НК РФ. Сейчас организации вправе запросить мнение налогового органа и в отношении последствий планируемых сделок.
Установлены требования к запросу о предоставлении мотивированного мнения. Согласно вновь введенной ч. 4.1 ст. 105.30 НК РФ запрос должен включать:
1) описание деловой цели и основных условий сделки;
2) информацию о деятельности контрагентов, выполняемых ими функциях с указанием государств и территорий, налоговыми резидентами которых они являются, а также иную значимую для порядка исчисления (удержания) и уплаты (перечисления) налогов и сборов информацию по совершенной или планируемой сделке (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций);
3) позицию организации в отношении налоговых последствий сделки.
К запросу налогоплательщика необходимо будет приложить копии документов, подтверждающих указанную в нем информацию.
Законом установлен срок, в течение которого возможно направление запроса о предоставлении мотивированного мнения. Он может быть направлен налогоплательщиком не позднее 1 июля года, следующего за периодом, в котором были совершены соответствующие сделки.
Пункт 6 ст. 105.30 Кодекса дополнен абзацем, устанавливающим обязанность организации уведомлять налоговый орган, которым составлено мотивированное мнение в отношении планируемых сделок (операций) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), о начале совершения таких сделок (операций) не позднее месяца со дня начала их совершения. При этом к такому уведомлению должны прилагаться документы (при их наличии), подтверждающие выполнение указанного мотивированного мнения.
Особое значение этого инструмента налогового администрирования заключается в том, что мотивированное мнение становится обязательным для исполнения налоговыми органами и организацией. То есть при последующем проведении проверок наличие мотивированного мнения должно избавить налогоплательщика от претензий со стороны налоговых органов и возможных доначислений. Исключением являются случаи, когда налогоплательщиком при запросе мотивированного мнения была представлена неполная или недостоверная информация, а также если на момент совершения сделки соответствующие нормы законодательства изменились или утратили силу.
По мнению ФНС России, новый механизм позволит налогоплательщикам обсуждать с налоговыми органами последствия будущих сделок и минимизировать налоговые риски.
Безусловно, налоговый мониторинг представляет собой новый уровень общения государства с налогоплательщиками, основной целью которого является не тотальный контроль, а предупреждение осуществления налогоплательщиком рисковых операций и определение факторов (причин), предопределяющих их. Однако напомним, что возможность использовать режим налогового мониторинга имеет достаточно незначительный круг налогоплательщиков, отвечающих критериям, установленным ст. 105.26 НК РФ:
1) совокупная сумма основных налогов превышает 300 млн руб.;
2) доходы по данным финансовой отчетности превышают 3 млрд руб.;
3) стоимость активов превышает 3 млрд руб.
Порядок обжалования
Институт досудебного обжалования существует еще с 1 января 2009 г. С начала 2014 г. жалоба в вышестоящий орган стала обязательной досудебной процедурой. Налогоплательщики, воспринявшие сначала в штыки введение досудебного порядка обжалования, за эти годы смогли убедиться, что в некоторых случаях это все же не напрасная трата времени. Законодатели продолжаются трудиться над совершенствованием процедуры обжалования в порядке подчиненности.
Существенные изменения внесены Законом № 130-ФЗ в п. 5 ст. 138 НК РФ. По общему правилу при использовании административного порядка обжалования подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает исполнение обжалуемого акта налогового органа или совершение обжалуемого действия его должностным лицом.
Но исполнение обжалуемого акта (до принятия решения по жалобе) возможно приостановить. Однако если раньше такая возможность была обусловлена наличием оснований полагать, что обжалуемый акт не соответствует законодательству, то в новой редакции единственным основанием для приостановления является наличие банковской гарантии.
К банковской гарантии применяются требования, установленные п. 5 ст. 74.1 НК РФ, с учетом некоторых особенностей:
— срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через шесть месяцев со дня подачи лицом заявления о приостановлении исполнения обжалуемого решения;
— сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение банком-гарантом обязанности по уплате денежной суммы в размере налога, сбора, пеней, штрафа, не уплаченных по обжалуемому решению.
В течение пяти дней со дня получения заявления вышестоящий налоговый орган принимает решение: положительное (приостанавливает исполнение обжалуемого решения) либо отрицательное (отказывает в приостановлении исполнения). Основанием для отказа может послужить только несоответствие банковской гарантии указанным выше требованиям.
О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу. Решение о приостановлении исполнения решения действует до дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе.
В случае неуплаты (неполной уплаты) соответствующего платежа в установленный срок лицом, подавшим жалобу, налоговый орган не позднее пяти дней со дня истечения срока исполнения соответствующего требования и не ранее дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе направляет банку-гаранту требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии.
Если плательщик, подавший жалобу, исполняет обязанности, обеспеченные банковской гарантией, самостоятельно либо решение по жалобе отменено, налоговый орган уведомляет банк о его освобождении от обязательств по выданной им гарантии. Законодательно установлены следующие сроки для указанного уведомления: не позднее пяти дней со дня исполнения обязанности лицом, подавшим жалобу (со дня принятия решения по жалобе, в соответствии с которым у лица, подавшего жалобу, отсутствует обязанность по уплате суммы налога, сбора, пеней, штрафа).
Необходимо обратить внимание на изменение некоторых положений ст. 139.2 НК РФ, определяющих форму и содержание жалобы (апелляционной жалобы). В частности, уточнены способы подачи жалобы и получения решения по ней. Так, жалоба теперь может быть направлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. При этом в жалобе нужно указать способ получения решения по жалобе — на бумажном носителе, в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика (п. 2 ст. 139.2 НК в ред. Закона № 130-ФЗ).
Подверглись корректировке и нормы ст. 139.3 НК РФ, определяющей основания для оставления жалобы без рассмотрения. Например, подача жалобы в электронной форме с нарушением утвержденного формата является причиной для оставления ее без рассмотрения.
Безусловно, позитивной с точки зрения налогоплательщиков будет новая редакция п. 2 ст. 140 НК РФ. Названным пунктом закреплено, что в случае выявления противоречий между документами проверяемого лица и материалами от нижестоящих налоговых органов (на что указывается в апелляционной жалобе) рассмотрение жалобы вышестоящий налоговый орган осуществляет с участием представителей налогоплательщика.
Одно из наиболее интересных изменений Закон № 130-ФЗ внес в ст. 139 Кодекса. Новый подпункт 1.1 данной нормы устанавливает обязанность инспекции, на которую жалуется плательщик, принять меры по устранению нарушения прав лица, подавшего жалобу, при получении жалобы. И в случае устранения нарушения прав лица, подавшего жалобу, инспекция должна сообщить об этом в вышестоящий налоговый орган в течение трех дней со дня такого устранения с приложением подтверждающих документов (при их наличии).
Данная новация автоматически расширила перечень оснований, по которым вышестоящий налоговый орган оставит жалобу без рассмотрения. Так, уточнено, что это произойдет, если жалоба подана с нарушением порядка, установленного п. 1 ст. 139.2 Кодекса, или в ней не указаны акты налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, которые привели к нарушению прав лица, подавшего жалобу (подп. 1 п. 1 ст. 139.3 НК в ред. Закона № 130-ФЗ). А в новом подп. 5 п. 1 ст. 139.3 Кодекса сказано, что жалоба будет оставлена без рассмотрения, если до принятия по ней решения нижестоящие налоговики сообщат, что проблема решена, то есть устранены нарушения прав жалобщика в рамках п. 1.1 ст. 139 Кодекса.
Введение института банковской гарантии при обжаловании актов налогового органа, возможность участия налогоплательщика в рассмотрении его жалобы направлены на повышение эффективности применения досудебных механизмов урегулирования споров и повышение привлекательности административного способа обжалования.
Новые возможности доказывать проявление должной осмотрительности
Существенные изменения в перечень сведений, имеющих режим налоговой тайны, внесены Законом № 134-ФЗ.
С 1 июня 2016 г. не являются налоговой тайной такие сведения, как:
— среднесписочная численность работников компании за календарный год;
— уплаченные суммы налогов и сборов (по каждому налогу и сбору) без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию ЕАЭС, суммы налогов, уплаченных налоговым агентом;
— суммы доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Указанная информация подлежит размещению на официальном сайте ФНС России в соответствующем разделе.
Также будет публиковаться информация о налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение, применяемых спецрежимах и об участии налогоплательщиков в консолидируемых группах.
Возможность иметь доступ к такой информации для добросовестных налогоплательщиков означает, прежде всего, возможность самостоятельной проверки благонадежности контрагентов. А это значит, что добросовестные плательщики получили возможность выбрать добросовестного партнера либо при наличии претензий со стороны налоговых органов смогут доказать, что должная осмотрительность была ими проявлена при заключении сделки.
Напомним, что уже достаточно давно высший судебный орган сформулировал основные подходы к понятию «необоснованная налоговая выгод» и определил, что налогоплательщикам следует проявлять должную осмотрительность при выборе контрагентов (п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53).
Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом. Поэтому добросовестный налогоплательщик, планируя налоговые последствия своих действий, должен оценивать не только условия сделки и их коммерческую привлекательность, но и деловую репутацию, платежеспособность контрагента, а также риск неисполнения обязательств и предоставление обеспечения их исполнения, наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта. Сегодня суды говорят, недостаточно проверить правоспособность контрагента для того, чтобы доказать, что налогоплательщик, будучи заинтересованным в надлежащем исполнении контрагентом договорных обязательств, проявил должную осмотрительность и осторожность при выборе поставщика (постановление АС Северо-Западного округа от 26.05.2016 № А66-11988/2015).
Таким образом, изменения, внесенные в ст. 102 Налогового кодекса Законом № 134-ФЗ, предоставят добросовестным плательщикам больше возможностей проявлять должную осмотрительность и осторожность, проверяя общедоступную информацию, характеризующую будущего контрагента как добросовестного партнера. Не надо при этом забывать, что и налоговый орган будет использовать подобную информацию в качестве доказательства направленности действий налогоплательщика на получение необоснованной налоговой выгоды.