Компания развивается, бизнес растет, и возникает потребность в создании обособленного подразделения. В настоящее время созданием такого подразделения мало кого можно удивить, но на практике возникают ситуации, когда не ясно, необходимо ли ставить его на учет. Рассмотрим некоторые ситуации, которые могут привести бухгалтера в замешательство в вопросе постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения.
Что такое обособленное подразделение
Для начала напомним основные моменты. Согласно ст. 55 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство определяет лишь два вида обособленных подразделений организации — это представительство и филиал.
Так, согласно п. 1 ст. 55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п. 2 ст. 55 ГК РФ).
Согласно п. 3 ст. 55 ГК РФ представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они получают имущество от создавшего их юридического лица и действуют на основании утвержденных им положений.
Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.
Представительства и филиалы должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц.
Однако понятие обособленного подразделения содержит не только Гражданский кодекс, но и Налоговый кодекс.
Так, п. 2 ст. 11 НК РФ установлено, что обособленное подразделение организации — это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
На основании п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.
Понятие рабочего места определено ст. 209 Трудового кодекса РФ.
Рабочим местом признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Таким образом, обособленное подразделение организации характеризуется тремя основными чертами:
— территориальная обособленность от места нахождения организации;
— наличие стационарных рабочих мест;
— ведение деятельности через это обособленное подразделение.
Управление ФНС России по г. Москве в письме от 31.03.2010 № 16-15/033302@ указало, что создание рабочего места организацией вне места ее нахождения является основанием для постановки на учет в налоговом органе организации по месту нахождения обособленного подразделения.
В сложившейся арбитражной практике основным квалифицирующим признаком создания обособленного подразделения судьи считают фактическое его функционирование или способность к такому функционированию (постановление ФАС Московского округа от 08.04.2009 № КА-А41/2428-09 по делу № А41-11518/08).
Место нахождения обособленного подразделения
Местом нахождения юридического лица следует считать место его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования) (п. 2 ст. 54 ГК РФ). Это значит, что у обособленного подразделения должен быть другой адрес, отличный от адреса самой организации, указанного в учредительных документах организации (письмо Минфина России от 22.12.2004 № 03-03-01-04/1/184).
Минфин России в письме от 07.07.2006 № 03-01-10/3-149 указал, что местом нахождения обособленного подразделения российской организации признается место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.
В соответствии с абз. 15 п. 2 ст. 11 НК РФ место нахождения обособленного подразделения российской организации это место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.
Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Таким образом, в соответствии с налоговым законодательством создание и (или) использование организацией стационарных рабочих мест не по месту нахождения организации приводит к образованию обособленного подразделения.
Рассмотрим отдельные случае из практики по вопросу необходимости постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения.
Практические ситуации
Юридический адрес компании не совпадает с ее фактическим местом нахождения
Пример 1
Компания переезжает в другой офис, который располагается на территории, подведомственной другой налоговой инспекции. При этом в учредительные документы изменения не вносятся, то есть так называемый юридический адрес не совпадает с фактическим местом нахождения.
Согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа.
В соответствии с п. 3 ст. 83 НК РФ постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения организации осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.
Таким образом, компания должна быть поставлена на учет в налоговом органе по месту нахождения, указанному в ЕГРЮЛ.
Исходя из положений ст. 11 и ст. 23 и 83 НК РФ можно сделать вывод, что если организация переезжает в новый офис, который располагается на территории, подведомственной другой налоговой инспекции, фактически возникают стационарные рабочие места не по месту нахождения организации согласно учредительным документам. Следовательно, возникает обособленное подразделение. И как следствие, возникает обязанность сообщения об открытии обособленного подразделения в налоговый орган по месту нахождения организации.
Минфин России в письме от 05.08.2005 № 03-02-07/1-212, рассмотрел ситуацию, в которой общество с ограниченной ответственностью зарегистрировано по юридическому адресу на территории одной налоговой инспекции в г. Москве, а арендованное под офис помещение находится на территории другой налоговой инспекции г. Москвы. Фактически подразделения, обособленного от головного офиса организации, общество не имеет. Финансовое ведомство указало, что в данном случае юридическому лицу следует внести изменения в учредительные документы с целью указания в них достоверной информации о месте нахождения.
Внесение изменений производится путем подачи заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма № Р 13001), утвержденного приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, а также документов, предусмотренных п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ), а именно:
— решения о внесении изменений в учредительные документы;
— изменений, вносимых в учредительные документы;
— документов об уплате государственной пошлины.
— документов, подтверждающих принятие Банком России решения о регистрации проспекта акций, если в учредительные документы юридического лица, являющегося непубличным акционерным обществом, вносятся изменения о включении в его фирменное наименование указания на то, что оно является публичным;
— документов, подтверждающих принятие Банком России решения об освобождении юридического лица, являющегося публичным акционерным обществом, от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, если в учредительные документы юридического лица, являющегося акционерным обществом, вносятся изменения об исключении из его фирменного наименования указания на то, что оно является публичным.
Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (п. 1 ст. 8 Закона № 129-ФЗ).
В соответствии с п. 3 ст. 11 Закона № 129-ФЗ регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения установленного для государственной регистрации срока, в соответствии с указанным заявителем в представленном при государственной регистрации заявлении, уведомлении или сообщении способом получения документов выдает заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, регистрирующему органу, или направляет по почте документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр. Если заявителем способ получения документов не указан, регистрирующий орган направляет документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр, по указанному заявителем почтовому адресу. В случае представления заявителем либо его представителем, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, документов в регистрирующий орган через многофункциональный центр документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр, направляется регистрирующим органом в установленный настоящим пунктом срок в многофункциональный центр, который выдает указанный документ заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, многофункциональному центру (лист записи Единого государственного реестра юридических лиц по форме Р50007, утвержденный приказом ФНС России от 13.11.2012 № ММВ-7-6/843@).
Таким образом, налоговый орган вносит изменения в ЕГРЮЛ в течение пяти рабочих дней после даты подачи заявления, в течение одного рабочего дня с момента регистрации изменений выдает (направляет) документ, подтверждающий внесение изменений.
После прохождения указанной процедуры больше каким-либо способом уведомлять налоговый орган организации не следует.
Таким образом, в силу неоднозначности ситуации, а также отсутствия четкого законодательно установленного регламента действий в случае переезда юридического лица по новому адресу у организации есть два варианта:
— либо сообщить в налоговый орган об открытии обособленного подразделения;
— либо внести изменения в ЕГРЮЛ.
Строительные работы в другом регионе
Пример 2
Организация (например, зарегистрирована в Москве) заключила договор строительного подряда. Стройка будет осуществляться в другом регионе (например, в Туле) в течение семи месяцев. Для осуществления строительства в Тулу будут направлены собственные работники. Возникает вопрос: необходимо ли регистрировать обособленное подразделение по месту нахождения объекта строительства?
Как правило, в подобном случае работники направляются либо для работы вахтовым методом, либо в командировку. При этом каждый сотрудник компании может работать в другом регионе в течение срока меньшего, чем один месяц.
Действующее законодательство не дает прямого ответа на вопрос, возникает ли в описанной ситуации обособленное подразделение. Поэтому обратимся к разъяснениям Минфина России и налоговых органов, а также к судебной практике.
Минфин России в письме от 10.07.2008 № 03-02-07/1-271 указал, что, если организация не создает оборудованные рабочие места для своих сотрудников или продолжительность работ в одном населенном пункте длится не более одного месяца, деятельность организации в таких условиях не ведет к созданию обособленных подразделений.
Напомним также, что вопрос о создании обособленного подразделения при выполнении монтажных работ рассматривался в письме Управления МНС России по г. Москве от 18.10.2002 № 11-14/49256. В нем, в частности, отмечено, что в случае создания организацией территориально обособленного подразделения, по месту нахождения которого оборудованы рабочие места на срок менее одного месяца, у организации отсутствует обязанность постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения такого обособленного подразделения.
Как указал Минфин России в письме от 17.03.2010 № 03-02-07/1-114, в соответствии с арбитражной практикой под «оборудованностью» стационарного рабочего места понимается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. Форма организации работ (вахтовый метод или командировка), срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его обособленного подразделения (постановления ФАС Московского округа от 30.07.2004 № КА-А41/6389-04, Северо-Кавказского округа от 21.09.2006 № Ф08-4234/2006-1814А, от 29.11.2006 № Ф08-6161/2006-2552А).
Аналогичная позиция выражена в письме Минфина России от 12.10.2012 № 03-02-07/1-249. Также в данном письме указано, что для решения вопроса об отсутствии оснований для постановки на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности с использованием вахтового метода следует учитывать фактические обстоятельства осуществления этой деятельности.
Следует отметить и судебную практику по данному вопросу.
Так, ФАС Северо-Кавказского округа (см. постановление от 21.09.2006 № Ф08-4234/2006-1814А) рассматривал дело, в котором общество по договору субподряда осуществляло работы на объекте, расположенном в другом районе, что подтверждается справками о стоимости выполненных работ. Часть названных работ выполнялась собственными силами, часть — привлеченными организациями. Для производства работ собственными силами общество направляло своих работников в командировку (данный факт подтвержден табелями учета рабочего времени, командировочными удостоверениями и служебными заданиями).
Налоговая инспекция посчитала, что деятельность общества на территории другого района при строительстве объекта отвечает требованиям п. 2 ст. 11 НК РФ. Стройплощадки являются обособленными подразделениями, через которые строительные организации осуществляют свою деятельность.
Суд отметил следующее: из командировочных удостоверений, имеющихся в материалах дела, видно, что работники направлялись в командировку на срок не более 19 дней, однако сменяли друг друга, то есть фактически рабочие места существовали в течение периодов, превышающих один месяц. Тем самым подтверждается создание обществом стационарных рабочих мест в другом районе.
В постановлении ФАС Центрального округа от 30.10.2008 № А09-6369/07-29 отмечается, что в проверяемый период обществом по договорам подряда осуществлялись строительно-монтажные работы на строительных площадках заказчика. При этом работы на данных объектах производились силами командированных работников подрядчика в сроки, превышающие один месяц, что подтверждается договорами подряда и справками о стоимости выполненных работ и затрат (унифицированная форма № КС-3). Состав и численность работников постоянно менялись в зависимости от объема работ на том или ином объекте. Суд сделал вывод о том, что территориально обособленные производственные участки (строительные площадки) общества являются обособленными подразделениями. При этом неважно, имеются ли у такого обособленного подразделения собственный расчетный счет, печать, штамп и бланки, отдельный баланс.
В постановлении ФАС Центрального округа от 03.06.2014 по делу № А64-5102/2013, суд указал, что осуществление на основании договоров подряда и субподряда деятельности по производству общестроительных работ, монтажу металлических строительных конструкций и других дополнительных видов деятельности вне места нахождения организации работниками, направленными в служебные командировки, не приводит к созданию обособленного подразделения.
В постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2014 по делу № А64-5102/2013, придя к выводу об отсутствии обособленного подразделения при выполнении строительных работ, суд руководствовался определениями стационарного и нестационарного рабочих мест, приведенными в «СП 12-133-2000. Безопасность труда в строительстве. Положение о порядке аттестации рабочих мест по условиям труда в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве» (принят и введен в действие постановлением Госстроя России от 31.03.2000 № 26)
В соответствии с приложением Б «Термины и их определения» к СП 12-133-2000:
— стационарное рабочее место — это рабочее место, расположение и техническое оснащение которого имеют стационарный характер, то есть рабочее место связано с определенным цехом или участком работ;
— нестационарное рабочее место — это рабочее место, месторасположение и техническое оснащение которого имеют нестационарный характер, то есть рабочее место связано с определенным строительным объектом или эксплуатируемым сооружением, а техническое оснащение является мобильным или переносным.
Таким образом, в данном постановлении судом установлено, что для выполнения работ согласно договорам подряда и субподряда на выполнение строительных работ были оборудованы нестационарные рабочие места. Что в свою очередь не приводит к образованию обособленного подразделения согласно п. 2 ст. 11 НК РФ, в котором говорится о стационарном рабочем месте.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что если строительные работы продолжаются более одного месяца, то в этом случае считается, что стационарное рабочее место создано на срок более одного месяца и, как следствие, возникает необходимость в постановке на учет обособленного подразделения по месту его нахождения. При этом не имеет значения, что каждый сотрудник находился на этом рабочем месте меньше месяца.
Следует также отметить, что Минфин России не устает повторять о том, что при возникновении у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом (п. 9 ст. 83 НК РФ).
Налоговый орган принимает указанное решение исходя из представленных организацией документов, на основании которых организация осуществляет деятельность вне места своего нахождения, в том числе трудовых договоров, заключенных между этой организацией и ее работниками. Об этом говориться, например, в письмах Минфина России от 24 09.2010 № 03-02-07/1-425, 12.10.2012 № 03-02-07/1-250 и от 04.12.2015 № 03-02-07/1/70758.
Надомный труд
Пример 3
Организация заключает трудовой договор с надомником, находящимся в другом городе. Возникает ли в этом случае необходимость в постановке на учет обособленного подразделения?
В законодательстве прямо не разъясняется, возникает ли у организации необходимость в постановке на учет обособленного подразделения в случае заключения трудового договора с надомником.
Статьей 310 ТК РФ определено, что надомниками считаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых надомником за свой счет.
Как уже было сказано при рассмотрении предыдущей практической ситуации, контролирующие органы (см., например, письма Минфина России от 01.08.2011 № 03-02-07/1-269, ФНС России от 18.01.2011 № ПА-4-6/449) разъяснили, что под «оборудованностью» стационарного рабочего места понимается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. В своих разъяснения они руководствовались сложившейся судебной практикой (постановления ФАС Северо-Западного округа от 02.11.2007 по делу № А26-11293/2005, Северо-Кавказского округа от 20.06.2007 № Ф08-3590/2007-1449А).
Следует отметить, что ч. 2 ст. 17 Жилищного кодекса РФ допускает использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законном основании гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.
При этом контролирующие органы фактически не дают ответа, возникает или нет обособленное подразделении при использовании труда надомника, отправляя налогоплательщиков к п. 9 ст. 83 НК РФ и оставляя данный вопрос на усмотрение местного налогового органа. Поэтому в случае использования труда надомника, если организация сомневается, ставить на учет или нет обособленное подразделение, следует обратиться в налоговый орган по месту жительства надомника со всеми имеющимися документами, на основании которых надомник осуществляет деятельность (см. письма Минфина России от 18.03.2013 № 03-02-07/1/8192 от 07.06.2012 № 03-02-07/1-137, ФНС России от 18.01.2011 № ПА-4-6/449).
Дистанционная работа
Пример 4
Организация заключает трудовой договор с работником на условиях дистанционной работы. Возникает ли в этом случае необходимость в постановке на учет обособленного подразделения?
Кроме надомной работы в настоящее время в российском законодательстве есть понятие дистанционной работы.
Согласно ч. 1 ст. 312.1 ТК РФ дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе интернета.
Дистанционными работниками считаются лица, заключившие трудовой договор о дистанционной работе (ч. 2 ст. 312.1 ТК РФ).
На дистанционных работников распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, с учетом особенностей, установленных главой 49.1 ТК РФ.
Таким образом, дистанционной признается работа, которую работник выполняет (ч. 1 ст. 312.1 ТК РФ):
— вне места нахождения работодателя (филиала, представительства, другого обособленного подразделения, в том числе расположенного в другой местности);
— вне стационарного рабочего места;
— вне территории или объекта, которые контролирует работодатель;
— при условии использования для выполнения трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе интернета.
Минфин России в письме от 01.12.2014 № 03-04-06/61300 указал следующее. Согласно ст. 312.1 Трудового кодекса РФ дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе интернета. Поскольку, как следует из приведенного определения дистанционной работы, она осуществляется вне какого-либо подразделения работодателя и вне стационарного рабочего места, признаков наличия обособленного подразделения в рассматриваемой ситуации не имеется.
Таким образом, при заключении трудового договора с работником на условиях дистанционной работы у организации нет обязанности регистрировать обособленные подразделения по месту жительства дистанционных работников.