В России впервые за все прошедшие кризисные времена снизился спрос на аптечный ассортимент в так называемом сегменте товаров лайфстайл. В фармацевтике к продукции лайфстайл (стиль жизни) относят те средства и препараты, которые помогают выглядеть успешными и здоровыми. Об этом в том числе шла речь на круглом столе в пресс-центре «Парламентской газеты», который назывался просто: «Что подешевеет в российских аптеках?»
«Все последние многочисленные опросы показывают, что люди начали экономить на лекарственных препаратах, — рассказал на круглом столе директор ГБУ НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы Давид Мелик-Гусейнов. — Статистика по продажам и закупкам свидетельствует о том, что снижение составляет 4,5% в натуральном объёме. В периоды последних кризисов мы наблюдали снижение спроса на различные группы медикаментов, но не на продукцию лайфстайл — товаров, предназначенных для поддержания оптимальной формы. Люди стремились выглядеть благополучными, беспокоясь о стабильности в своём карьерном движении, наблюдался даже повышенный спрос на эту продукцию. Сегодня впервые наблюдается спад интереса и в этом сегменте. Если сравнивать периоды первой половины 15 и 16 годов с января по июль, основные процентные сокращения пришлись именно на лайфстайл».
В середине июля Владимир Путин поручил губернаторам взять под контроль уровень цен на лекарства в регионах. Одновременно с этим правительство создаёт специальную сеть государственных аптек для продажи отечественных лекарств. Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова недавно сообщила о том, что властям удалось понизить стоимость отечественных лекарств, что принесло в бюджет дополнительные 1,5 млрд. Количество же закупок по сравнению с прошлым годом существенно повысилось. Тем не менее с начала этого года по фактам завышения цен на лекарства было возбуждено около 800 административных дел, общий штраф по которым составил 5 млн руб. По данным Минздрава, были проведены проверки, в результате которых было выявлено более 2000 нарушений. После этого было выдано 700 предписаний об устранении нарушений.
«Мы живём в эпоху кризиса, и 40% россиян уже сказали, что у них нет денег на лекарства, — подтвердил сказанное первый заместитель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Тарнавский. — И как, действительно, купить лекарства, цены на которые неуклонно растут, человеку на заработную плату от 10 000 до 20 000, когда нужно ещё и как-то пропитаться, заплатить за квартиру и т.д.? Какой может быть выход в условиях, когда все субстанции закупаются за валюту за границей? Выходит, бюджет должен субсидировать производителей. А для этого необходимо создание полного цикла производства с госрегулированием. И только такими путями мы можем решить вопрос удержания цен».
«Нижний ценовой сегмент не должен регулироваться совсем, — считает академик РАН, профессор, заслуженный деятель науки Сергей Колесников. — Если мы хотим развивать отечественную фармакологию. Сколько можно заниматься выкладыванием кубиков, как не наигравшимся в детстве? Выкладывать тротуары, через год разбирать и снова выкладывать, беспрестанно чинить канализацию и ничего не делать там, где необходимо принимать первостепенные меры? Мы же знаем, что сырья своего у нас нет. Покупаем — зарубежное. И какого, простите, должна снижаться цена на лекарства? А деньги то есть. Купили же перед выборами огромное количество техники…»
«Как Минздрав и главы субъектов будут регулировать цены на лекарства? — недоумевает член Общественной палаты РФ Павел Сычёв. — Необходимо привлечение профессиональных специалистов. Существует же мониторинг цен на продукты питания. По лекарствам нет такого формата. Ни для кого не секрет, что очень сложно купить совсем дешёвый препарат. Есть фармацевтическое лобби, которое зорко следит, чтобы двигались „нужные“ препараты».
«Бороться с ростом цен можно, — утверждает исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей, кандидат фармнаук Нелли Игнатьева. — Но здесь мне вспоминаются замечательные строки Жванецкого: „Почему мы едем медленно? Потому, что хотим быстро…“ Мы импортозависимы. Это объективная реальность. Но ведь весь мир живёт так. И если мы будем вводить очередные ужесточающие меры, ровно ничего не произойдёт. Тем более что всё, что предлагалось в плане ужесточения контроля, уже давно действует. Что действительно сделать необходимо, так это создать полный цикл локального производства. Рынок сам предлагает механизмы. Пока у нас нет полного цикла производства, влиять на регулирование цен невозможно».
«А нужен ли нам этот рыночный базар? — возмутился заместитель формулярного комитета, доктор медицинских наук Павел Воробьёв. — Мне какое дело до производителей? Задача номер один — обеспечить людей лекарствами! Никаких торговых надбавок во всём мире не существует. Это только в России возможно. Но там, где в мире добиваются 100% излечения только потому, что существует строгий стандарт, у нас нет возможности довести цикл лечения до конца. А деньги есть. Покупать самое дорогое оборудование — пожалуйста. Самых высокотехнологических ПЭТОВ у нас сегодня полно, но на эффективности лечения это никак не отражается. Почему? В том числе и потому, что за рубежом государством покрывается до 50% стоимости, а у нас не более 20%».