Компания попыталась оспорить в суде решение ревизоров из Пенсионного фонда о привлечении ее к ответственности за непредставление в рамках проверки таких регистров бухгалтерского учета, как карточки счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и субсчета 2 «Прочие расходы» счета 91 «Прочие расходы и доходы», но проиграла дело в трех судебных инстанциях. Не удовлетворил требования организации и Верховный суд РФ (Определение от 06.07.2016 № 303-КГ16-5234).
Суть спора
Территориальное отделение ПФР провело в организации выездную проверку правильности расчета, полноты и своевременности уплаты страховых взносов. В ходе этого мероприятия контролеры выставили требование о представлении документов, в том числе главной книги, регистров бухгалтерского учета (карточки и оборотно-сальдовые ведомости) по счетам 70, 50, 51, 71, 73, 76, 84, 91. Всего в требовании значилось 25 позиций. Напомним, что право истребовать у проверяемого лица документы для проведения проверки предоставлено ревизорам в ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ).
Компания отказалась представить часть документов (карточки счетов 76 и 91-2, а также обротно-сальдовые ведомости к данным счетам) и сообщила об этом в письме, направленном в адрес отделения ПРФ. Организация указала, что согласно подп. 4 ч. 2 ст. 28, подп. 1 ч. 1 ст. 29 Закона № 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов вправе истребовать у плательщиков страховых взносов только документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов. Соответственно, документы и регистры бухгалтерского учета, которые не относятся к исчислению и уплате страховых взносов, организация представлять проверяющим не обязана. По мнению организации, истребуемые регистры учета предназначены для регистрации и накопления данных, содержащихся в первичных документах, и к предмету проверки не имеют никакого отношения.
Факт непредставления документов ревизоры зафиксировали в акте проверки и привлекли компанию к ответственности по ст. 48 Закона № 212-ФЗ за непредставление документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов. Штраф по данной норме составляет 200 руб. за каждый непредставленный документ.
Позиция арбитров
Суды не поддержали аргументы компании и заняли позицию проверяющих, решив, что показатели испрашиваемых документов и отражение операций по указанным счетам бухгалтерского учета отвечают целям и объемам проведения Пенсионным фондом проверки полноты, правильности исчисления и уплаты страхователем страховых взносов. Аргументировался такой подход следующим образом.
Плательщик страховых взносов обязан обеспечить возможность проверяющих ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой страховых взносов (ч. 21 ст. 35 Закона № 212-ФЗ). При этом под документами, необходимыми для проведения проверки, следует понимать документы, отсутствие которых не позволяет ревизорам осуществить контроль.
Карточки, а также оборотно-сальдовые ведомости к счетам 76 и 91-2 нужны для получения следующей информации. Так, счет 91 корреспондирует со счетами 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 75 «Расчеты с учредителями». Это свидетельствует о том, что по счету 91 отражаются данные по производимым расчетам, корреспондирующие со счетами начислений и выплат, в том числе работникам организации. Поэтому информация по данному счету необходима проверяющим для того, чтобы узнать, не было ли фактов занижения страхователем базы для начисления страховых взносов путем неотражения производимых выплат по счетам начислений расчетов с физическими лицами либо ошибочного отнесения выплат на иные счета, минуя счета учета расчетов с персоналом.
Что касается счета 76, то он также корреспондирует со счетами расчетов с физическими лицами — 70, 71, 73. А значит, истребование регистров и по этому счету правомерно.
Выводы нижестоящих судов поддержал и Верховный суд РФ. Он указал, что истребуемые документы относятся к регистрам бухгалтерского учета, проверка правильности начисления страховых взносов проводится сплошным методом путем анализа первичных бухгалтерских документов, сверки их с записями в регистрах бухгалтерского учета и данными отчетов по страховым взносам, а также сверки сумм, указанных в расчетно-платежных ведомостях по начислению заработной платы. Перечень документов, которые сотрудники фонда могут истребовать в ходе выездной проверки, приведен в п. 7.4 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления ПФР от 03.02.2011 № 34р. В этот перечень входят и регистры бухгалтерского учета, в том числе карточки и оборотно-сальдовые ведомости по счетам 76 и 91.
Отметим, что в судебной практике имеются дела, в которых плательщикам страховых взносов удалось снять штрафные санкции по ст. 48 Закона № 212-ФЗ за непредставление контролерам главных книг, карточек и оборотно-сальдовых ведомостей по счетам бухгалтерского учета. Так, в постановлении АС Уральского округа от 28.01.2016 № А07-6240/2015 арбитры указали следующее. Главная книга, карточки счетов, оборотно-сальдовые ведомости являются регистрами бухгалтерского учета, и их ведение в обязательном порядке ни законодательством, ни учетной политикой общества не предусмотрено. Поэтому организации их не обязаны представлять, тем более что в этом деле ревизоры не доказали наличие этих документов в компании. Также на положительный исход спора повлиял тот факт, что непредставление на проверку истребуемых документов не было отражено в решении контролеров.