Союз российских пивоваров считает законодательно установленное ограничение максимально допустимого объема пластиковой упаковки для алкогольной продукции разумным компромиссным решением, которое было выработано в непростом диалоге пивоваренной отрасли с государством. Несмотря на спад использования пластика в пивоварении, производители ПЭТ-тары рассчитывают на дальнейший рост индустрии. По прогнозам отраслевых экспертов, в течение ближайших лет в России будет расти потребление ПЭТ-тары для упаковки молочной продукции, питьевой воды и лекарств.
Президент РФ Владимир Путин 23 июня 2016 г. подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции“ и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Согласно документу запрет на производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции в полимерной потребительской таре более 1500 мл вступает в силу с 1 января 2017 г. Розничная реализация алкогольной продукции в полимерной потребительской таре объемом более 1,5 л не допускается с 1 июля 2017 г.
Стекольщики готовятся к новой атаке
Данное законодательное ограничение производства и оборота алкогольной продукции в потребительской ПЭТ-упаковке сильнее всего отразится на предприятиях пивоваренной отрасли, поскольку около 15% производимого в стране пива разливается в пластиковую тару объемом более 1,5 л, тогда как доля крепкого алкоголя в ПЭТ ничтожно мала.
Таким образом, пивное лобби одержало тактическую победу над стекольным и алюминиевым лобби. «Пока в выигрыше пивная отрасль, ПЭТ-производство и потребитель. Стекло и алюминий остались с носом во многом из-за неграмотно выстроенной антирекламной компании. Не все, оказывается, решают деньги. Надо еще грамотно пиар-компании проводить», — прокомментировал принятое решение Вадим Дробиз, директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА». По его словам, борьба будет продолжаться, но пока стекло и алюминий не выиграли ни одной единицы упаковки в пивном секторе. «Как разлили 2,5 млрд л пива в ПЭТ в 2015 г., так и разольют их в ПЭТ в 2017-м в объемы 1,49 л и 1 л», — резюмировал В. Дробиз.
Союз российских пивоваров, представляющий интересы компаний, выпускающих более 85% пива в России, считает, что установленный законом предельный объем потребительской пластиковой упаковки в 1,5 л является единственно приемлемым для выживания отрасли. Это ограничение позволяет производителям пива и смежным отраслям постепенно адаптировать производственные процессы к новым требованиям.
Пивоваренное сообщество с удовлетворением отмечает, что, несмотря на сильное противодействие сторонников полного запрета ПЭТ-упаковки, аргументы Союза российских пивоваров все же были услышаны и учтены в итоговом документе. Напомним, что члены Союза с 2013 г. дважды добровольно принимали решения об ограничении выпуска пивоваренной продукции в пластиковой упаковке большого размера. При этом за последние пять лет объединение несколько раз обращалось с открытыми письмами к президенту и премьер-министру, в которых подчеркивалась готовность отрасли к отрытому обсуждению актуальных проблем.
Тем не менее в последние несколько лет пивоваренная отрасль в России подверглась существенному ужесточению регулирования со стороны государства. Акцизная политика России в отношении пива привела к тому, что пиво стало стоить в 1,5 раза дороже крепких спиртных напитков (в пересчете на процентное содержание алкоголя). Соотношение между акцизами на крепкие напитки и пиво в 2016 г. составило 1,25, в то время как среднее для европейских стран значение составляет 2,8.
По данным исследования результатов госрегулирования на развитие пивоваренной отрасли, проведенного Институтом экономической политики им. Е.Т. Гайдара, совокупный эффект от изменения госрегулирования на спрос и на российскую экономику от изменения спроса, который включает рост акцизов, запрет на продажу в нестационарных торговых объектах, запрет на продажу в ночные часы, ограничения продвижения, а также общие отрицательные тенденции потребления в предшествующие периоды, оказался существенно негативным и составил –3,1 млрд л, повлек сокращение численности занятых работников на 61 000 рабочих мест (1,51% дополнительного безработного населения), замедление роста ВВП на 59 млрд руб., или на 0,09 п.п., негативный косвенный эффект (смежные отрасли) составляет порядка 38 млрд руб.
В 2015 г. в России было произведено 782 млн дал пива (–5,1% к 2014 г.). Сокращение производства и потребления пива наблюдается с 2008 г., когда было произведено 1170 млн дал. За это время было закрыто 12 крупных пивоваренных заводов. По данным Росстата, производство пива в России в январе — июне 2016 г. выросло на 0,6% по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. При этом в июне 2016 г. выпуск пенного напитка снизился на 4,3% по сравнению с аналогичным периодом 2015 г., но вырос на 7,8% по сравнению с маем 2016 г.
Производители ПЭТ настроены оптимистично
Несмотря на спад использования пластика в пивоварении, производители ПЭТ-тары рассчитывают на дальнейший рост индустрии. В течение ближайших лет в России будет расти потребление ПЭТ-тары для упаковки молочной продукции, питьевой воды и лекарств, прогнозируют в Ассоциации производителей и переработчиков ПЭТ (АРПЭТ). Эксперты ассоциации ожидают, что применение ПЭТ для упаковки газированных напитков, напротив, снизится.
«Озвученные прогнозы основаны на данных о более низкой стоимости производства ПЭТ-тары по сравнению с упаковкой из стекла, росте популярности чистой бутилированной воды среди населения и в целом предпочтении здорового образа жизни», — отметил президент АРПЭТ Владислав Барбашов на 11-й международной конференции «Полимеры в упаковке 2016». Говоря о применении ПЭТ в мировом масштабе, эксперт отметил, что объем производимого полиэтилентерефталата составляет 70 млн тонн с ежегодным ростом в 4—5%.За последние пять лет среднедушевое потребление ПЭТ-упаковки в РФ выросло с 3,5 до 4,1 кг/год, тем не менее показатель еще не достиг европейского уровня в 6,4 кг.
К сведению
Злоупотребление алкоголем снижается
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека сообщила о снижении масштабов злоупотребления алкогольной продукцией. По данным экспертов, в России злоупотребление алкоголем приводит к преждевременной предотвратимой смерти около полумиллиона человек ежегодно, будучи причиной смертности около 30% мужчин и 15% женщин.
Данные последних лет свидетельствуют, что алкоголизм в юношеском возрасте формируется вследствие приема пива либо слабоалкогольных напитков. Ежедневно или через день пьют алкогольные напитки, включая пиво, 33% юношей и 20% девушек.
В настоящее время запрещена розничная торговля алкогольной продукцией в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, в организациях культуры и т.д. Как сообщили в Роспотребнадзоре, системная работа, направленная на снижение доступности алкогольной продукции, способствовала тому, что с 2009 г. официальные продажи алкогольной продукции в абсолютном алкоголе на душу населения сократились почти на 9%.
За последние семь лет доля больных, взятых под диспансерное наблюдение с впервые в жизни установленным диагнозом, снизилась почти на треть, также на 11% снизилась численность больных алкоголизмом, состоящих на учете в лечебно-профилактических организациях, смертность от всех учитываемых причин, связанных с употреблением алкоголя, снизилась на четверть.
Россияне хотят видеть в магазинах традиционное русское пиво
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные опроса о том, какое пиво россияне предпочли бы видеть на прилавках магазинов, в чем видят перспективы развития пивоваренной отрасли в стране и в каких случаях считают употребление пива уместным.
В России пиво пьют в целом более половины граждан (53%). Наиболее уместной ситуацией для употребления этого напитка считается встреча с друзьями (68%). Другие же случаи большинство опрошенных считают скорее неподходящими: просмотр спортивных мероприятий (59%), новогодние (58%) и религиозные (77%) праздники.
Наряду с возрождением русского виноделия (в пользу этого высказались 76%) большинство россиян хотели бы возвращения русских пивоваренных традиций (58%). Напротив, наименьшее одобрение высказывается в отношении идеи возрождения традиций приготовления водки (45%) и самогона (26%).
Среди населения скорее распространена та точка зрения, что большая часть пива на прилавках наших магазинов производится в России по зарубежным технологиям, чем обратное утверждение (44 против 37% соответственно). Между тем пиво, произведенное в соответствии с русскими традициями, хотели бы видеть на прилавках магазинов 72% наших сограждан, тогда как продукцию, произведенную по иностранным технологиям, только 31%.
Наиболее перспективным направлением для развития отечественной пивоваренной отрасли среди прочих россияне считают внедрение русских традиций пивоварения (об этом сказали 35%). Идея привлечения иностранных специалистов и использования их опыта поддерживается существенно реже (11%).