Что мешает развитию бизнеса

| статьи | печать

Недостаток оборотных средств и неопределенность экономической ситуации являются самыми высокими барьерами, ограничивающими движение бизнеса вперед, показывают опросы РСПП и Росстата. Преодолеть эти трудности капитаны отечественного бизнеса намерены за счет сокращения расходов и внед­рения ресурсосберегающих технологий.

Более 40% руководителей компаний, опрошенных в ходе подготовки июльского «Антикризисного мониторинга» РСПП, назвали в качестве главного тормоза недостаток оборотных средств. Почти такое же количество менеджеров (39%) считают основным препятствием неплатежи со стороны контр­агентов.

Важная деталь: снижение спроса в результате кризиса назвали острой проблемой для бизнеса 29,3% участников опроса. В июне доля этого ответа была 34,3%, то есть острота этой проблемы снижается.

Валютная нестабильность и снижение курса рубля оказали негативное влияние на дея­тельность 22,4% компаний (–2,9 п.п. от июньского значения этого показателя).

Доля варианта «ухудшение условий поставки сырья и комплектующих» выросла за месяц на 4,3 п.п. — пятая часть рес­пондентов в июле отметили, что это главное последствие кризиса для их компаний.

Недоступность заемных ресурсов вследствие кризиса мешает деятельности 17,2% предприятий (здесь доля респондентов почти не изменилась).

С невозможностью оснастить компанию новым оборудованием, технологиями из-за ограничения импорта столкнулись в июле 12,1% компаний (доля этого варианта ответа выросла на 4,8 п.п.).

Отказались от выхода на новые рынки сбыта или перенесли его сроки из-за кризиса 8,6% организаций (+5 п.п. по сравнению с июнем). Рост фискальной нагрузки ощутили на себе 6,9% фирм. Доля ответа «рост административной нагрузки при сборах фискальных платежей» составила 3,4% (в июне она была равна 8,1%).

И лишь 7% участников опроса РСПП можно назвать «счастливчиками»: они ответили, что их компании не сталкивались с барьерами, связанными с экономическим кризисом.

Неопределенность ситуации тормозит предпринимателей

Несколько по-иному выглядит картина основных барьеров на пути развития бизнеса, полученная на основании опроса топ-менеджеров промышленных компаний, который проводил в середине лета Росстат. Здесь желтая майка лидера принадлежит фактору «неопределенность экономической ситуации». Правда, рост его негативного воздействия на бизнес в июле прекратился, но данная проблема продолжает занимать верхнюю ступеньку рейтинга «головных болей» предпринимателей: на нее указали 51% промышленников.

Существенное давление на производство оказывали «недостаточный спрос на продукцию предприятия внутри страны» (об этом сообщили 48% респондентов), «недостаток финансовых средств» (40%) и «высокий уровень налогообложения» (36% опрошенных).

Об «изношенности или отсутствии оборудования», «недостатке квалифицированной рабочей силы» и «конкурирую­щем импорте» сообщили не более 20% участников опроса статведомства.

Среди факторов, лимитирующих деятельность строительных компаний, традиционно лидируют «высокий уровень налогообложения», «высокая стоимость строительных материалов и оборудования», «неплатежеспособность заказчиков» и «недостаток заказов». В ­июле о серьезном давлении указанных факторов на свой бизнес сообщили соответственно 36, 33, 31 и 29% руководителей строительных организаций.

Директорский корпус торговых компаний в первую очередь выделяет негативное воздействие недостаточного платежеспособного спроса (55% против 53% ранее). В большей степени данное ограничение касалось непродовольственной розницы (60% против 48% представителей продовольственного сегмента).

Почти половина предпринимателей в торговле, опрошенных Росстатом, констатировала высокое налоговое давление, треть — дефицит собственных финансовых средств организаций. Кроме того, каждый пятый участник исследования указал на высокие транспортные расходы и дорогие кредиты.

Сокращение расходов по-прежнему актуально

Большинство (86%) руководителей компаний, участвовавших в опросе РСПП, в качестве основной меры для преодоления барьеров, ограничивающих развитие их бизнеса, назвали в июле сокращение расходов (в июне их доля была 88%).

Особенно отрадно, что более половины всех менедежеров (52%) собираются реализовывать программы по внедрению энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий (не было печали, да кризис помог). Их доля выросла по сравнению с предыдущим месяцем на 4,6 п.п.

Продать непрофильные активы планировали в середине лета 28,1% участников опроса (месяцем ранее их доля была ниже на 10,1 п.п.).

Прибегнуть к интенсификации бизнеса — увеличению выпуска продукции без расширения производства — собираются 26,3% предприятий (их доля «прибавила» 3,3 п.п.).

Сокращать объемы инвестиционных программ планируют 22,8% компаний (+6,8 п.п. к июньскому значению). Вариант «сохранить или увеличить объемы инвестпрограмм» отметили только 10,5% респондентов, тогда как в июне их доля была в два раза выше.

Повысить цены собирались в июле только 8,8% компаний, а снизить их уровень — только 3,5% организаций.

Наконец, число пессимистов, собирающихся сократить объем производства или оказания услуг, в середине лета осталось, как и в июне, на скромном уровне 5,3%. Что ж, стабилизация все-таки лучше, чем ­рецессия.

Основные факторы, ограничивающие развитие бизнеса  в промышленности (по версии Росстата)

Фактор

%

Неопределенность экономической ситуации

52

Недостаточный спрос на продукцию предприятия внутри страны

48

Недостаток финансовых средств

40

Высокий уровень налогообложения

36

Высокая стоимость строительных материалов и оборудования

33

Неплатежеспособность заказчиков

31

Недостаток заказов

29

ИСТОЧНИК: Росстат, ВШЭ