Независимый экспертный совет Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США готовится зарегистрировать опиоидный анальгетик пролонгированного действия «Аримо» (Arymo ER), отличающийся не только эффективностью, но и тем, что его невозможно использовать в качестве наркотика.
Основной плюс разработки компании Egalet состоит в наличии у таблетки очень твёрдой оболочки. Благодаря этому становится невозможным извлечь активное вещество из таблетки. При попытке растворения препарат превращается в густой гель, и внутривенно его уже не ввести. Новую разработку американцев можно считать настоящим прорывом, так как в США сегодня существует серьёзная проблема аптечной наркомании. Там проблема опиоидной зависимости уже приняла масштаб национальной эпидемии. Десятки тысяч людей становятся зависимыми от анальгетиков или применяют их для получения наркотических веществ.
В связи с этим президент Барак Обама собирается утвердить принятый Конгрессом законопроект, направленный на борьбу с опиоидной зависимостью. Предполагается финансирование программ, направленных на борьбу с такой зависимостью, на что чиновники просят выделить сумму в размере 181 млн долл. в год. Работники службы экстренной помощи пройдут дополнительное обучение. Их научат, как помогать лицам с передозировкой опиоидными препаратами. Известно: в 2014 г. в США от передозировки опиоидными средствами умерли 28 000 человек. В 50% случаев причиной стало употребление рецептурных обезболивающих препаратов (оксикодона, гидрокодона и фентанила).
Вопрос аптечной наркомании уже не нов. В 2006—2012 гг. в России очень остро стояла проблема дезоморфиновой наркомании. Дезоморфин, называемый в среде его потребителей «крокодил», изготавливался кустарно из лекарственных препаратов, содержащих кодеин. После введения в июле 2012 г. постановления Правительства РФ № 559 рынок дезоморфина сократился ровно во столько раз, во сколько сократились объёмы реализации лекарственных препаратов, содержащих кодеин, а именно в 30 раз. Глава ФСКН отметил, что 97% кодеиносодержащих препаратов были предназначены для изготовления наркотических веществ.
После операции на колене и других распространённых операций пациенты также рискуют стать полностью зависимыми от опиоидных анальгетиков, как и от дезоморфина. К близкой ему группе относятся такие препараты, как гидрокодон (викодин, лортаб), оксикодон (оксиконтин) и фентанил. Учёные из Стэнфордского университета проанализировали данные людей, перенесших 11 обычных операций, сравнив 642 000 человек в возрасте от 18 до 64 лет с 18 млн больных, у которых не было хирургического вмешательства. У людей, злоупотреблявших опиоидными анальгетиками, оказалось десять и больше заполненных рецептов или запас обезболивающих больше чем на 120 дней в первый год после операции. Исследователи не брали в расчёт первые три месяца после хирургического вмешательства. У добровольцев, перенесших операцию на колене, вероятность развития зависимости от опиоидных обезболивающих оказалась в пять раз выше по сравнению с теми, у кого операции не было. А у участников, перенесших операцию на желчном пузыре, риск был повышен в 3,5 раза. Также женщины, которым сделали кесарево сечение, страдали от зависимости на 28% чаще. Специалисты призывают врачей назначать опиоидные анальгетики только в крайних случаях.
Самое интересное, что, согласно последним исследованиям, опиоидные анальгетики не избавляют от хронической боли. Учёные из Колорадского университета провели исследование на крысах. Грызунам, страдавшим от хронической боли, давали морфий в течение пяти дней. Специалисты заметили, что после этого у подопытных животных повысилась болевая чувствительность. Данный эффект сохранялся до трёх месяцев. По словам исследователей, опиоидные обезболивающие активируют иммунные клетки в спинном мозге. Вследствие этого возникает дополнительная воспалительная реакция. Так как боль переходит в хроническое состояние, она становится сильнее и длится дольше. Сначала морфий облегчает боль, но со временем положительный эффект сходит на нет.
Обезболивающее средство, применяемое для лечения головных, мышечных болей, артрита, болей, вызванных простудой или лихорадкой, как оказалось, производит неожиданный эффект. Учёные из Университета Огайо доказали, что ацетаминофен уменьшает степень эмпатии в отношении и физической, и социальной боли.
Как показали наблюдения за группой добровольцев, если люди принимали ацетаминофен (1000 мг) и при этом узнавали о бедах другого, они считали, что пострадавший не особо страдал по сравнению с контрольной группой, не принимавшей ацетаминофен. То есть у добровольцев из основной группы ослабевала способность к сопереживанию — эмпатия. Кстати, ранее было также установлено, что ацетаминофен притупляет и позитивные эмоции вроде радости. Между тем способность к эмпатии и эмоциональной реакции на других людей — ключевой аспект социального взаимодействия.
Исследователи из Томска и Новосибирска обещают совершить настоящую революцию в сфере лечения боли. Самое важное то, что, в отличие от традиционных сильнодействующих обезболивающих, новое средство не приводит к привыканию.
«Известные противоболевые препараты воздействуют на опиоидные рецепторы и являются наркотическими средствами, — комментирует гендиректор томской компании „ИФАР“ Вениамин Хазанов. — Молекула, которая стала основой для нового лекарства, влияет на другие каннабиноидные рецепторы и, по полученным данным, не вызывает привыкания, характерного для анальгетиков центрального действия».
Активную молекулу с анальгезирующим эффектом получили в ходе синтеза нового класса веществ. По своей структуре она отличается от природных соединений, входящих в состав современных обезболивающих. Сообщается, что новый препарат уже запатентован в России, а к концу этого года должны начаться тесты с животными. Если учёные получат финансовую поддержку, коммерческая версия может выйти на стадию регистрации через семь-восемь лет. Кстати, ожидается, что цена на средство будет более чем демократичной.