Нормативно-правовое регулирование является важным фактором, оказывающим значительное влияние на привлекательность инвестиционного климата в России. Компания Ernst & Young провела исследование, которое отражает, как иностранные компании, работающие в России, оценивают инвестиционный климат в нашей стране. Рассмотрим, в частности, что они думают о правовой среде, в которой им приходится вести бизнес.
Плюсы и минусы
Иностранные компании отмечают достаточно много позитивных изменений, которые произошли в сфере нормативно-правового регулирования в последние годы. В числе важных достижений называются постепенное внедрение принципа рыночного контроля, унификация отдельных направлений законодательства в рамках Таможенного союза, внедрение Федеральной контрактной системы, сокращение административных процедур в сфере строительства. Хотя эффективность реализации отдельных инициатив, по мнению инвесторов, все еще не находится на соответствующем уровне (например, в случае внедрения принципов рыночного регулирования), сам факт улучшения ситуации в этих областях рассматривается участниками исследования в исключительно положительном ключе.
Областями законодательства, в которых Россия добилась заметного прогресса в последние годы, иностранные инвесторы считают налоговое законодательство, таможенное и финансовое регулирование. Большинство респондентов (67%) признают наиболее эффективной и стабильной сферой российского нормативно-правового поля налоговое законодательство. Отмечается приближение этой области к международному уровню, что объясняется все более широким распространением международных стандартов финансовой отчетности среди российских компаний. Негативные тенденции связаны с постоянным введением новых налогов, сборов и квазисборов, компенсирующих принимаемые послабления в налоговой нагрузке. Многие респонденты отмечают существенную проработанность сфер финансового и таможенного регулирования, в основном в соответствии с потребностями инвесторов (40% и 37% ответов). Наиболее проблемными областями нормативно-правового поля, затрудняющими работу компаний, по мнению инвесторов, являются сфера технического регулирования, трудовое законодательство и административное право.
Наиболее значительные позитивные изменения в российском законодательстве, по мнению участников исследования, происходят в сфере финансового и таможенного регулирования. В частности, в области финансового регулирования к числу положительно сказавшихся на работе компаний изменений были отнесены принятие закона о специальной оценке условий труда и отмена командировочных удостоверений.
В сфере таможенного регулирования в качестве позитивных нововведений указываются принятие Таможенного кодекса Таможенного союза, внедрение принципов электронного документооборота в ряде сфер операционной деятельности, более корректное правоприменение в таможенной сфере. Областями, в которых, по мнению респондентов, происходят наиболее негативные изменения, являются административное право и техническое регулирование.
В сфере административного регулирования респонденты выделяют такие инициативы, как закон о защите персональных данных, Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении», ужесточение наказаний за ряд административных правонарушений (в том числе по экологическому законодательству), закон о СМИ, закон о нежелательных организациях.
В области технического регулирования к числу негативно сказавшихся на работе компаний изменений были отнесены ограничение допуска продукции иностранных компаний к госзакупкам, введение закона об обязательном лицензировании при обращении с отходами, принятие закона о карантине растений без необходимых подзаконных нормативно-правовых актов, избыточно жесткие правила водоснабжения и водоотведения.
Системные проблемы
Несмотря на ряд позитивных действий в настоящий момент, иностранные инвесторы отмечают наличие значительного количества проблем, связанных с нормативно-правовым полем, которые ограничивают российский потенциал в области привлечения прямых иностранных инвестиций. Иностранные компании указывают на системные проблемы в вопросах совершенствования нормативно-правовой базы. Одной из них является отсутствие координации между различными органами власти на федеральном уровне при разработке и продвижении нормативно-правовых актов, что значительно снижает скорость принятия решений, необходимых для эффективного функционирования рынка.
Другая системная проблема возникает в результате введения в действие законов и иных нормативных документов без разъяснительных подзаконных нормативно-правовых актов, что ухудшает правовое поле, создавая неопределенность и возможность для двоякого толкования законов. По мнению иностранных инвесторов, наиболее значимой проблемой существующего российского нормативно-правового поля, снижающей инвестиционную привлекательность России, является нестабильность законодательной базы, ее подверженность частым изменениям (77%).
Эта проблема считается гораздо более серьезной по сравнению с наличием высоких административных барьеров (включая проблему коррупции, на что указали 50% опрошенных), выборочным применением законов (33%), а также применением устаревших норм и правил (33%). Зачастую изменения в законодательстве и нормативно-правовых документах негативно сказываются на деятельности компаний. К примерам негативной практики инвесторы относят ситуации, в которых уточнение неясных норм и улучшение системы контроля в ответ на несистемные нарушения подменяются постоянным ужесточением законодательства. Изменения не только затрудняют деятельность компаний, но и приводят к значительному завышению издержек. В числе пожеланий инвесторов – оптимизация и унификация нормативно-правового поля, что сделает его более понятным и доступным.
Что нужно изменить?
Для значительного улучшения инвестиционного климата в России, по мнению представителей иностранного бизнеса, необходимо следующее:
-
Активизация усилий по снижению административной нагрузки за счет сокращения бюрократических процедур. Респонденты признают, что Правительство РФ осознает важность указанных задач и реализует отдельные инициативы, направленные на улучшение ситуации в этой сфере (например, сокращение количества документов, сопровождающих выход продукта на рынок). Однако эти меры носят ограниченный характер, и уровень бюрократии остается высоким. Необходимо дальнейшее упрощение процедур вывода продукции на рынок без ущерба для ее качества, а также уменьшение сроков взаимодействия бизнеса с государством.
-
Принятие мер по повышению прозрачности и эффективности законодательства за счет устранения избирательности правовой системы, создания предсказуемых правил игры для всех участников рынка. Следует устранить препятствия и неопределенности юридического характера, которые позволяют по-разному интерпретировать одну и ту же норму закона, что может быть использовано для создания искусственных барьеров. Для повышения прозрачности инвестиционного процесса необходимо исключить скрытые требования к инвесторам.
-
Дальнейшая либерализация миграционного законодательства, которая позволяет привлекать высококвалифицированных иностранных специалистов – носителей международного опыта, что позволяет использовать необходимые для работы технологии и знания, упрощает ведение проектов в РФ.
-
Снижение уровня государственного контроля экономической деятельности компаний-инвесторов: отказ от устаревших норм промышленной безопасности, сокращение избыточных требований к сырью и продукции, гармонизация отечественных и международных стандартов сырья и продукции.
Несмотря на то, что инвесторы вкладывающие средства в реальный сектор, рассматривают текущую ситуацию как неблагоприятную, они не планируют сокращать свое присутствие в стране. Отмечая позитив, в том числе по «дорожным картам» национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации, компании видят потенциал российской экономики и склонны к увеличению объема инвестиций в ближайшие годы.
Информация по материалам исследования «Инвестиционный климат в России: мнение иностранных инвесторов» предоставлена компанией Ernst & Young LLS
Примеры позитивных и негативных изменений нормативно-правового поля
Позитивные изменения |
Негативные изменения |
Принятие Таможенного кодекса и технических регламентов в рамках Таможенного союза
|
Закон о защите персональных данных |
Внедрение принципов электронного документооборота в ряде сфер операционной деятельности |
Закон об ограничении иностранного капитала в СМИ |
Конкретизация правоприменения в таможенной сфере |
Закон о нежелательных организациях |
Внедрение Федеральной контрактной системы |
Закон о запрете заемного труда |
Закон о территориях опережающего развития |
Ужесточение регулирования оборота алкогольной продукции |
Работа по внедрению долгосрочных контрактов |
Резкие изменения учетной ставки |
Предоставление льготы на налог на имущество при реализации инвестиционной инициативы |
Планируемые изменения закона о торговле |
Совершенствование миграционного учета; использование финансовых инструментов для поддержки инвесторов высококвалифицированных специалистов |
Запрет импорта продовольствия в Россию |
Использование финансовых инструментов для поддержки инвесторов |
Ограничение допуска продукции иностранных компаний к участию в системе госзакупок
|