Обменные заморочки

| статьи | печать

Автоматический международный обмен информацией между налоговыми органами для России стал возможным после вступления в силу с 1 июля 2015 года Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам (Convention on Mutual Administrative Assistance in Tax Matters). Данной Конвенцией предусмотрена ст. 6 «Об автоматическом обмене». Соответственно после ратификации Конвенции Россия присоединилась к процессу международного обмена информацией. Рассмотрим достоинства и недостатки такого обмена.

Определение понятий

В рамках международного обмена (далее – CRS-обмен) процесс сбора и передачи информации организован следующим образом: финансовые институты всех стран-участниц собирают определенную информацию о своих клиентах (физических и юридических лицах), далее передают информацию в налоговые органы своей страны, затем между налоговыми органами происходит обмен данными.

Изначально необходимо определиться с перечнем финансовых институтов, обязанных передавать информацию в налоговые органы своей резиденции, а также с толкованием некоторых понятий.

Финансовыми учреждениями в рамках CRS-обмена являются любые финансовые учреждения страны: банки, брокеры, депозитарии, страховые и др. компании, за исключением правительственных учреждений, международных организаций, центральных банков, государственных пенсионных фондов.

Активная нефинансовая организация (Active NFE) – это организация, как правило юридическое лицо, которое соответствует как минимум одному из указанных ниже критериев:

  • менее 50% валового дохода организации составляет пассивный доход и менее 50% активов этой организации связаны с получением пассивного дохода;

  • акции организации регулярно торгуются на бирже, или организация тесно связана с другим юридическим лицом, акции которого регулярно торгуются на бирже;

  • является государственным учреждением, международной организацей;

  • деятельность юридического лица заключается во владении выпущенными акциями связанных с этой организацией компаний, не являющихся финансовыми учреждениями, и предоставлении им финансирования и других услуг;

  • организация занимается финансированием и страхованием сделок в интересах связанных организаций, не являющихся финансовыми учреждениями, и организация не предоставляет услуг финансирования и страхования другим лицам;

  • организация работает исключительно в религиозных, благотворительных и т. п. целях.

Пассивный доход – дивиденды; проценты; рента; роялти; авторские гонорары; доходы от продажи финансовых активов, которые генерируют пассивный доход; доход от сделок с любыми финансовыми активами (фьючерсные, форвардные, опционные и аналогичные сделки); доход от сделок по купле/продаже иностранной валюты; доход от сделок своп и т. п.

Пассивная нефинансовая организация (Passive NFE) – организация, как правило юридическое лицо, которая не соответствует критериям активной нефинансовой организации.

Порядок сбора информации

Порядок сбора информации с 01.01.2016 применяется банками 53 стран, планирующих осуществить первый обмен данными в сентябре 2017 года. В России аналогичный порядок будет реализовываться с 01.01.2017.

Порядок запроса у клиентов и обработки информации по новым счетам, открытым после 01.01.2016, таков:

  • Заполнение анкеты физическими и юридическими лицами. Клиент самостоятельно заполняет анкету (self-certification form), где в том числе отмечает свою страну налогового резидентства и номер налогоплательщика.

  • Проверка анкеты банком. Банк оценивает информацию, представленную клиентом, проводит тест на разумность. На практике возможна ситуация: страна фактического места проживания клиента – физического лица не совпадает с указанной клиентом страной налогового резидентства. В таком случае банк запрашивает дополнительную информацию у клиента, например справку из налогового органа о резидентности или иной аналогичный документ.

  • Определение активной/пассивной организации. При реализации данного шага банк, руководствуясь критериями, классифицирует организацию в качестве активной (Active NFE) либо пассивной (Passive NFE).

  • Для пассивных организаций – установление резидентства бенефициаров. Банк устанавливает страну налогового резидентства и страну фактического адреса бенефициара.

Порядок запроса у клиентов и обработки информации по счетам, открытым до 01.01.2016, следующий.

В отношении физических лиц, если остаток по счету на 31.12.2015 меньше 1 млн долл. США (при сборе данных за финансовый 2017 год и последующие года критерием будет 500 тыс. долл. США), банки анализируют опросную анкету, заполненную клиентом при открытии счета, и самостоятельно определяют страну налоговой резидентности. При этом за основу берется фактическая страна постоянного проживания клиента, то есть налоговое резидентство соответствует стране постоянного проживания. Если же остаток по счету на 31.12.2015 больше 1 млн долл. США, банки анализируют опросную анкету и дополнительно изучают документы, представленные клиентом. При этом за основу также берется фактическая (что подтверждено документально) страна постоянного проживания клиента.

Клиенты – юридические лица, чьи остатки на счетах по состоянию на 31.12.2015 были меньше 250 тыс. долл. США, в отчетность банков не попали.

По клиентам – юридическим лицам, у которых по состоянию на 31.12.2015 остатки на счетах превышали 250 тыс. долл. США, банки проводят дополнительные тесты по определению налоговой принадлежности. Вначале определяется страна налоговой резидентности клиента на основе анкетных данных, при этом вывод формируется на основе таких данных, как страна регистрации компании или страна фактического ведения бизнеса. Далее банки определяют вид получаемого компанией дохода (активный или пассивный). По активным компаниям данные на бенефициарных владельцев к представлению не предусмотрены. После уже формируется вывод банком, и если организация не резидент участвующей страны и отсутствуют контролирующие лица из участвующих стран, то дальнейший анализ прекращается, а если информация свидетельствует, что клиент является резидентом участвующей страны или контролирующие лица – из участвующей в обмене страны, то сведения о счете попадают в обмен.

Вне зависимости от времени открытия расчетного счета финансовые учреждения по физическим лицам должны передать в налоговые органы информацию следующего характера:

  • имя;

  • адрес проживания (паспортные данные представлять не нужно);

  • идентификационный номер налогоплательщика (ИНН, TIN);

  • дата и место рождения;

  • номер счета (или аналогичный по функции эквивалент);

  • остаток по счету на конец календарного года (если счет был закрыт в этом году – остаток на момент закрытия счета);

  • сумму выплаченного дохода по депозитным и ценно-бумажным счетам.

По юридическим лицам предоставляется такая информация:

  • наименование;
  • адрес;
  • идентификационный номер налогоплательщика (ИНН, TIN);
  • номер счета (или аналогичный по функции эквивалент);
  • остаток по счету на конец календарного года либо остаток на момент закрытия счета;
  • сумму выплаченного дохода по депозитным и ценно-бумажным счетам.

Для бенефициаров (только для пассивных компаний) необходимо передать в налоговые органы следующую информацию:

  • имя;

  • адрес;

  • идентификационный номер налогоплательщика (ИНН, TIN);

  • дату и место рождения.

Недостатки автоматического обмена информацией

Руководствуясь трактовкой п. 2 разд. 2 Multilateral competent authority agreement on automatic exchange of financial account information (МСАА) можно сделать вывод, что обязательному обмену подлежит информация:

  • по расчетным (финансовым) счетам;

  • счетам депо (Custodial Account);

  • депозитным счетам (Depository Account);

  • любым иным счетам.

Таким образом, обмен информацией будет осуществляться по всем счетам физических и юридических лиц. Не исключаем, что в своей дальнейшей банковской деятельности финансовые институты будут подстраиваться под клиентов, разрабатывать и предлагать им новые банковские продукты, информация по которым не будет подлежать обмену. Развитие данного вопроса целиком и полностью зависит от финансовых институтов.

Также CRS-обмен не содержит стандартной процедуры определения налогового резидентства, поэтому клиент / бенефициар клиента при заполнении анкеты (self-certification form) руководствуется порядком определения своего налогового резидентства законами страны своего резидентства.

По общему правилу приобретение лицом статуса налогового резидента страны зависит от ряда факторов, в частности:

  • от количества дней пребывания в данной стране;

  • наличия объектов недвижимости на территории страны;

  • мест фактического нахождения руководства;

  • мест учреждения либо регистрации для юридических лиц;

  • от любого другого схожего критерия.

Из-за разнообразия методик и критериев определения статуса у каждой страны – участницы обмена разработаны свои правила определения налогового резидентства. Подробная информация о порядке определения статуса налогового резидента стран CRS-обмена (за некоторым исключением) представлена на сайте http://www.oecd.org/tax/automatic-exchange/crs-implementation-and-assistance/tax-residency.

Описательная информация о виде и структуре номера налогоплательщика доступна на сайте http://www.oecd.org/tax/automatic-exchange/crs-implementation-and-assistance/tax-identification-numb....

Приведем примеры определения статуса налогового резидента стран-участниц для физических лиц.

В России1 налогоплательщиками признаются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

По общему правилу все люди, проживающие в Мексике2, являются налоговыми резидентами данной страны. В случае если лицо проживает также в другой стране, оно признается налоговым резидентом Мексики, если в этой стране находится центр его жизненных интересов либо более 50% его дохода в год возникает из источников внутри страны, или когда центр его профессиональной деятельности находится в Мексике.

Физические лица, являющиеся государственными должностными лицами или работниками по трудовому договору, автоматически считаются резидентами Мексики, даже если их центр жизненных интересов находится за границей.

Если не доказано обратное, предполагается, что все лица, имеющие мексиканское гражданство, считаются резидентами Мексики.

Лица, постоянно проживающие на территории Франции3, являются налоговыми резидентами данной страны.

Независимо от национальной принадлежности, лица признаются постоянно проживающими во Франции для целей налогообложения, если:

  • их жилая недвижимость находится во Франции;

  • место их постоянного проживания расположено во Франции;

  • ими ведется профессиональная деятельность на территории Франции, оплачиваемая или нет, кроме тех случаев, когда они могут представить доказательства того, что деятельность не является основной;

  • центр концентрации их экономических интересов находится во Франции.

Разнообразие критериев и методик получения статуса налогового резидента довольно часто приводит к тому, что налогоплательщики приобретают двойное резидентство.

Данным бонусом они могут воспользоваться при заполнении анкеты в банке, указав желаемый статус.

В случаях, если юридическое лицо не признается налоговым резидентом ни в одной стране, оно признается резидентом в стране по месту фактического нахождения своего руководства (по адресу головного офиса).

Клиент самостоятельно указывает в анкете (self-certification form) страну своего налогового резидентства и идентификационный номер. Как следствие, снижение налоговой нагрузки возможно путем смены резидентства и выхода за пределы действия российских правил.

1Пункт 2 ст. 207 НК РФ.

2http://www.oecd.org/tax/automatic-exchange/crs-implementation-and-assistance/tax-residency/Mexico-Ta....

3 http://www.oecd.org/tax/automatic-exchange/crs-implementation-and-assistance/tax-residency/France-Ta....