Согласно последним соцопросам коррупция по-прежнему представляет серьезную угрозу национальной безопасности. Причем масштабы этого явления продолжают расти. В этой связи принятие Федерального закона от 03.07.2016 № 324-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», ужесточившего меры ответственности за коррупционные преступления, представляется вполне своевременным.
Масштаб бедствия
В соответствии с п. 43 Стратегии национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683 (далее – Стратегия), коррупция отнесена к числу основных угроз государственной и общественной безопасности. В целях искоренения причин и условий, ее порождающих, реализуются Национальная стратегия противодействия коррупции и национальные планы, в обществе формируется атмосфера неприемлемости данного явления, повышается уровень ответственности за коррупционные преступления, совершенствуется правоприменительная практика в указанной сфере (п. 46 Стратегии).
Несмотря на громкие уголовные дела, возбуждаемые в отношении высокопоставленных чиновников и силовиков, пессимизм населения относительно перспектив победы над коррупцией растет. Согласно февральскому опросу «Левада-центра» уже 44% россиян заявили о невозможности искоренения коррупции в нашей стране. В наибольшей степени, по их мнению, коррумпированы сотрудники правоохранительных органов и муниципальные служащие.
О серьезности этой угрозы наглядно свидетельствуют статданные Генпрокуратуры РФ. Так, если в 2014 году совокупный размер материального ущерба, причиненного коррупционными преступлениями, составлял 39 млрд руб., то в 2015 году – уже 43 млрд руб. В первом полугодии 2016 года этот показатель достиг 28,5 млрд руб.
По данным ГИАЦ МВД России, в прошлом году было зарегистрировано более 32,4 тыс. коррупционных преступлений (+0,8% к 2014 году). Число преступлений, предусмотренных ст. 290 УК РФ «Получение взятки», увеличилось на 8,6% (с 5,9 тыс. до 6,4 тыс.), а по ст. 291 УК РФ «Дача взятки» – на 15,3% (с 5,9 тыс. до 6,8 тыс.). При этом нельзя забывать о высокой латентности таких преступлений, которая может достигать порядка 90%.
Аналогичная тенденция сохранилась и в текущем году. Уже в первом полугодии выявлено 21,3 тыс. коррупционных преступлений, что на 5% превышает аналогичный показатель прошлого года. В свою очередь, количество фактов получения взяток увеличилось почти на треть (с 3,8 тыс. до 5 тыс.), а дачи взяток – на 4,4% (с 4 тыс. до 4,1 тыс.). Наибольшее число коррупционных преступлений регистрируется в Приволжском, Центральном и Сибирском федеральных округах, а наименьшее – в Крымском и Дальневосточном.
Ответственность усовершенствована
Федеральный закон от 03.07.2016 № 324-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», вступивший в силу с 15 июля 2016 года, направлен на совершенствование уголовной ответственности за коррупционные преступления. В этих целях соответствующие изменения вносятся в УК РФ, УПК РФ, Федеральный закон от 23.07.2013 № 198-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований».
В частности, в диспозиции ст. 184, 204 и 290 УК РФ вносятся изменения, позволяющие признавать преступлениями случаи, когда деньги, ценные бумаги, иное имущество передаются, или услуги имущественного характера оказываются, или иные имущественные права предоставляются не самому должностному лицу (лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации), а по его указанию другому физическому или юрлицу. Статья 204 УК РФ дополнена примечанием 1, определяющим значительный, крупный и особо крупный размеры подкупа. Так, значительным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера и иных имущественных прав, превышающие 25 тыс. руб., крупным – более 150 тыс. руб., а особо крупным – более 1 млн руб.
Кроме того, УК РФ был дополнен ст. 204.1, устанавливающей ответственность за посредничество в коммерческом подкупе, а также обещание или предложение посредничества в коммерческом подкупе по аналогии со ст. 291.1 УК РФ. При этом ответственность посредника зависит от размера предмета подкупа. Так, посредничество в коммерческом подкупе, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) за заведомо незаконные действия (бездействие); в) в крупном размере, наказывается штрафом до 800 тыс. руб., или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, или в размере от 10-кратной до 30-кратной суммы подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом до 30-кратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до пяти лет или без такового.
Посредничество в коммерческом подкупе, совершенное в особо крупном размере, наказывается штрафом до 1,5 млн руб., или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до полутора лет, или в размере от 40-кратной до 70-кратной суммы подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до шести лет или без такового, либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом до 40-кратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до шести лет или без такового.
Обещание или предложение посредничества в коммерческом подкупе наказывается штрафом до 1 млн руб., или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до года, или в размере от 10-кратной до 20-кратной суммы подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до трех лет или без такового, либо ограничением свободы на срок от года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом до 50-кратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до трех лет или без такового.
В примечании к данной статье указывается, что лицо, совершившее посредничество в коммерческом подкупе, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.
Статьями 204.2 и 291.2 УК РФ устанавливается ответственность за коммерческий подкуп, дачу или получение взятки, размер которых не превышает 10 тыс. руб. За мелкий коммерческий подкуп предусматривается штраф в размере до 150 тыс. руб. в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательные работы на срок до 200 часов, либо исправительные работы на срок до года, либо ограничение свободы на срок до года. В свою очередь, наказание за мелкое взяточничество – штраф до 200 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительные работы на срок до года, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо лишение свободы на срок до года. В примечании к указанным статьям дается разъяснение, при каких условиях лица, совершившие данные преступления, освобождаются от уголовной ответственности.
Изменения в ст. 304 УК РФ уточняют круг лиц, в отношении которых возможна провокация коммерческого подкупа или взятки. Перечень дополнен иностранными должностными лицами, должностными лицами публичной международной организации.
Изменились санкции ч. 1 ст. 184 УК РФ – штраф до 700 тыс. руб. (ранее до 500 тыс. руб.) или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от четырех месяцев до года (ранее от года до трех лет). Лишение свободы предусмотрено на срок до пяти лет (ранее до четырех лет) со штрафом до 150 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до пяти месяцев или без такового. Новая ч. 5 данной статьи предусматривает ответственность за посредничество в совершении деяний, предусмотренных ч. 1–4 ст. 184 УК РФ, в значительном размере (более 25 тыс. руб.). Однако лицо, совершившее преступления по ч. 1, 2 или 5 ст. 184 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если активно способствовало раскрытию или расследованию преступления и либо в отношении него имело место вымогательство, либо это лицо добровольно сообщило о совершенном преступлении в правоохранительный орган.
Санкции ч. 2–4 ст. 204, ч. 2–6 ст. 290, ч. 3–5 ст. 291 и ст. 291 УК РФ дополняются штрафом в абсолютных величинах (помимо штрафа в кратных величинах и лишения свободы).
В целях определения подсудности и подследственности уголовных дел вносятся корреспондирующие изменения в ст. 31, 150 и 151 УПК РФ. Предварительное расследование преступлений по ст. 204.2 и 291.2 УК РФ производится органами дознания, а по ст. 204, 285–291.1, 292–293 УК РФ – сотрудниками Следственного комитета РФ. Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 204, ст. 204.2, ч. 1 ст. 290, ч. 1 ст. 291 и ст. 291.2 УК РФ, подсудны мировому суду.