По итогам июля текущего года значение применяемого исследовательским холдингом «Ромир» дефлятора, отражающего реальные изменения общего уровня цен на товары и услуги за определенный период, в разы превысило уровень официальной инфляции, рассчитанной Росстатом. Основную лепту в скачок дефлятора внесли повысившиеся с 1 июля тарифы на услуги ЖКХ.
В основе расчетной методики дефлятора «Ромира» лежат данные о реальных ценах и реальном потреблении россиян, полученные при помощи панели домохозяйств Romir Scan Panel. Сложному многофакторному анализу подверглись более 10 млн покупок, фактически совершенных жителями российских городов в 2008—2015 гг.
По итогам июля текущего года значение дефлятора оказалось на отметке в 2,9%, что почти в шесть раз превосходит значение официальной инфляции в 0,5%. Накопленное значение дефлятора с начала года, таким образом, поднялось до уровня в 7,2%, почти вдвое обогнав официальную инфляцию (3,9%) за период с января по июль текущего года.
По мнению авторов исследования, такое поведение дефлятора говорит о его прямой зависимости от уровня цен, которые потребители реально платят за товары и услуги. Так, в январе дефлятор показал скачок на более чем 3%, отреагировав на новые посленовогодние цены. В последующие месяцы россиянам удалось приспособиться к новым ценовым реалиям и даже сэкономить на повседневных покупках. Благодаря этому четыре месяца подряд дефлятор показывал значения ниже официальной инфляции. Однако в июле дефлятор опять пошел резко вверх, в разы превысив показатель инфляции.
Причина этого скачка экспертами «Ромира» была ожидаема и прогнозируема. С 1 июля в России в очередной раз были повышены тарифы на услуги ЖКХ — в среднем на 4%. Подорожали и товары повседневного спроса — в среднем на 2%. Согласно расчетам аналитиков, цены на бензин показали рост на 1%. Все эти повышения и привели к скачку дефлятора почти на 3% вверх относительно предыдущего месяца.
«С учетом того, что июльские расходы россиян показали небольшой рост в 0,7% за месяц, уже можно говорить об усилении режима экономии в попытках противостоять высокой личной инфляции. Сегодня потребителям это удается благодаря как минимум сезонному снижению цен на некоторые продукты, фрукты и овощи в частности», — заключили в «Ромире». При этом эксперты подчеркнули, что сезонность может еще пару месяцев играть на руку экономящим потребителям. Однако обещанная Центробанком так называемая картофельная инфляция может сыграть к концу года злую шутку, доведя дефлятор до прошлогодних значений.