Утверждена новая редакция классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы
Действующая редакция Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, использует коды ОКОПФ по классификатору основных фондов ОК 013-94, который был утвержден постановлением Госстандарта России от 26.12.94 № 359.
С 1 января 2017 г. вводится в действие новый Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) ОК 013-2014 (СНС 2008) (приказ Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст). В связи с этим Классификация основных средств изложена в новой редакции с учетом новых кодов ОКОПФ.
Отметим, что состав позиций по новому и старому классификаторам ОКОПФ не совпадает. Соответствия между старыми и новыми кодами ОКОПФ приведены в приказе Росстандарта от 21.04.2016 № 458 «Об утверждении прямого и обратного переходных ключей между редакциями ОК 013-94 и ОК 013-2014 (СНС 2008) Общероссийского классификатора основных фондов».
Из постановления Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 убрано упоминание о том, что Классификация основных средств может использоваться для целей бухгалтерского учета.
Изменения вступят в силу с 1 января 2017 г.
(Постановление Правительства РФ от 07.07.2016 № 640 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1»)
Минфин вводит МСФО (IFRS) 16 «Аренда» на территории РФ
Приказом Минфина России от 11.07.2016 № 111н с 13 августа 2016 г. на территории РФ вводятся в действие:
— МСФО (IFRS) 16 «Аренда»;
— документ МСФО «Инициатива в сфере раскрытия информации (Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 7)»;
— документ МСФО «Признание отложенных налоговых активов в отношении нереализованных убытков (Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 12)».
Добровольно применять их можно с 2 августа 2016 г. В обязательном порядке МСФО (IFRS) 16 «Аренда» применяется в отношении годовых периодов, начинающихся 1 января 2019 г., а два документа МСФО — в отношении годовых периодов, начинающихся 1 января 2017 г.
Со дня вступления в силу МСФО (IFRS) 16 «Аренда» прекращают действие МСФО (IAS) 17 «Аренда», Разъяснения КРМФО (IFRIC) 4 «Определение наличия в соглашении признаков аренды», Разъяснения ПКР (SIC) 15 «Операционная аренда — стимулы», Разъяснения ПКР (SIC) 27 «Определение сущности операций, имеющих юридическую форму аренды» (введены в действие приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н).
(Приказ Минфина России от 11.07.2016 № 111н «О введении в действие и прекращении действия документов Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации»)
Минфин разъяснил порядок выставления счетов-фактур при экспорте
НК РФ допускает выставление счетов-фактур как на бумажном носителе, так и в электронной форме. В электронной форме они выставляются по взаимному согласию сторон сделки и при наличии у них совместимых технических средств и возможностей для приема и обработки счетов-фактур в соответствии с установленными форматами и порядком (п. 1 ст. 169 НК РФ).
Согласно п. 6 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, при составлении на бумажном носителе первый экземпляр счета-фактуры выставляется покупателю, а второй экземпляр остается у продавца.
Таким образом, при реализации товаров на экспорт иностранному лицу, не имеющему технических средств и возможностей для приема и обработки счетов-фактур, составленных в электронной форме, российская организация составляет счета-фактуры на бумажном носителе в двух экземплярах.
(Письмо Минфина России от 21.07.2016 № 03-07-08/42816)
Как удерживать НДФЛ с дохода в виде денежной стоимости приза
Согласно п. 4 ст. 226 НК РФ в редакции, действующей с 1 января 2016 г., налоговые агенты обязаны удержать НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных данным пунктом. В случае получения дохода в натуральной форме или в виде материальной выгоды удержание исчисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых доходов, выплачиваемых налогоплательщику в денежной форме. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплачиваемого дохода в денежной форме.
Специалисты финансового ведомства разъяснили, что установленное п. 4 ст. 226 НК РФ 50-процентное ограничение распространяется только на налог, не удержанный при выплате дохода в натуральной форме или при получении дохода в виде материальной выгоды.
Если физическому лицу выдается не приз, а его денежная стои-мость, дохода в натуральной форме у него не возникает. Поэтому организация, являющаяся налоговым агентом, вправе удержать НДФЛ с денежной выплаты стоимости приза без учета установленного п. 4 ст. 226 НК РФ 50-процентного ограничения.
(Письмо Минфина России от 18.07.2016 № 03-04-05/42063)
Реорганизация: как правопреемнику учесть убыток присоединяемых компаний
Пунктом 2.1 ст. 252 НК РФ установлено, что к расходам реорганизованных организаций, в частности, относятся убытки, преду-смотренные ст. 283 НК РФ, понесенные реорганизуемыми организациями в той части, которая не была учтена ими при формировании налоговой базы. При реорганизации в форме присоединения состав таких убытков и их оценка определяются по данным и документам налогового учета реорганизуемых организаций на дату внесения записи о прекращении деятельности каждого присоединяемого юридического лица. Убытки включаются организациями-правопреемниками в расходы в порядке и на условиях, которые предусмотрены Налоговым кодексом.
В соответствии со ст. 283 НК РФ на полученный в прошлых налоговых периодах убыток можно уменьшить налоговую базу текущего отчетного (налогового) периода на всю сумму убытка или на его часть (перенести убыток на будущее).
Перенос убытка на будущее осуществляется в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток. Исходя из этого, финансисты пришли к выводу, что убыток, полученный реорганизуемыми организациями до момента реорганизации и не учтенный ими в порядке, установленном ст. 283 НК РФ, присоединяющая организация может перенести на последующие отчетные (налоговые) периоды.
(Письмо Минфина России от 14.07.2016 № 03-03-06/2/41235)
Нужно ли уведомлять ИФНС о возврате излишне удержанного у работника НДФЛ
Порядок возврата излишне удержанного налоговым агентом НДФЛ установлен ст. 231 НК РФ. Он производится на основании заявления налогоплательщика за счет сумм НДФЛ, подлежащих перечислению в бюджет в счет предстоящих платежей, как по указанному налогоплательщику, так и по иным лицам, с доходов которых налоговый агент производит удержание такого налога.
Налоговики указали, что уведомлять налоговый орган о произведенном возврате не нужно, поскольку это положениями Налогового кодекса не предусмотрено. В расчете сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), утвержденном приказом ФНС России от 14.10.2015 № ММВ-7-11/450@, налог, возвращенный налоговым агентом с начала года, указывается по строке 090 раздела I«Обобщенные показатели».
(Письмо ФНС России от 18.07.2016 № БС-4-11/12881@)
Как заполнить платежку при перечислении налога за несколько периодов
Из положений п. 7 ст. 45 НК РФ следует, что поручение на перечисление налога в бюджет должно заполняться в соответствии с Правилами указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ, утвержденными приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н.
Согласно этим правилам в поле «Назначение платежа» указывается показатель «107». Он содержит значение налогового периода, за который уплачивается налог.
Например, если платеж перечисляется за I квартал 2016 г., в показателе «107» указывается «КВ.01.2016».
Налоговики разъяснили, что если законодательством о налогах и сборах предусматривается более одного срока уплаты налогового платежа и установлены конкретные даты уплаты налога (сбора) для каждого срока, налогоплательщиком должно быть обеспечено формирование отдельных расчетных документов с разными показателями налогового периода.
Из сказанного налоговиками следует, что если, например, налогоплательщик хочет доплатить авансовые платежи по налогу, уплачиваемому при применении УСН, за I квартал и полугодие, сделать это нужно двумя отдельными платежными поручениями.
(Письмо ФНС России от 12.07.2016 № ЗН-4-1/12498@)
ФНС России и Минфин России согласовали позицию по вопросу очередности списания пеней по поручениям налогового органа
Из содержания п. 2 ст. 855 ГК РФ следует, что очередность списания средств в уплату налогов зависит от того, списываются ли они в добровольном или принудительном порядке. Такая позиция содержится в Определении ВС РФ от 21.03.2016 № 307-КГ16-960. Платежи в бюджет, осуществляемые по поручениям налоговых органов (то есть в принудительном порядке), подлежат исполнению банком в третью очередь, а платежи по налоговым обязательствам, производимые на основании платежных распоряжений налогоплательщика, — в пятую очередь. Минфин России рекомендовал использовать эту правовую позицию Верховного суда при взыскании налоговыми органами налогов, сборов, пеней за счет денежных средств на счетах налогоплательщиков. С учетом этой позиции будет доработано программное обеспечение налоговиков.
(Письмо ФНС России от 11.07.2016 № ГД-4-8/12408)
Налоговый учет основных средств, полученных от учредителя в счет увеличения чистых активов
В соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ, если основное средство получено безвозмездно, его первоначальная стоимость определяется как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п. 8 и 20 ст. 250 НК РФ, кроме случаев, предусмотренных Налоговым кодексом.
Согласно подп. 3.4 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, которое передано хозяйственному обществу в целях увеличения чистых активов, в том числе путем формирования добавочного капитала, соответствующими акционерами или участниками. Поэтому объекты основных средств, полученные с целью увеличения чистых активов, при отсутствии расходов налогоплательщика, связанных с приобретением данного имущества и доведением его до состояния, пригодного к использованию, принимаются для целей налогового учета по нулевой стоимости.
(Письмо Минфина России от 27.06.2016 № 03-03-06/1/37164)
Как подтвердить расходы на найм жилого помещения в командировке, оплаченные корпоративной банковской картой
Затраты на командировку, также как и иные расходы организации, для их учета в целях исчисления налога на прибыль должны иметь документальное подтверждение. Это следует из положений п. 1 ст. 252 НК РФ.
По возвращении из командировки работник обязан представить работодателю авансовый отчет об израсходованных в связи с командировкой суммах. К авансовому отчету прилагаются документы, подтверждающие расходы, связанные с командировкой (п. 26 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749).
Согласно п. 3.1 Положения Банка России от 24.12.2004 № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» при совершении операции с использованием платежной карты составляются документы на бумажном носителе и (или) в электронной форме. Они являются основанием для осуществления расчетов по указанным операциям и (или) служат подтверждением их совершения. Ими могут быть слип, квитанция электронного терминала и другие аналогичные документы, свидетельствующие о факте совершения операции, составленные на бумажном носителе. Таким образом, авансовый отчет работника с приложением одного из вышеуказанных документов будет являться документальным подтверждением командировочных расходов в целях налогообложения прибыли.
(Письмо Минфина России от 24.06.2016 № 03-03-06/1/36877)
Нужно ли удерживать НДФЛ с вознаграждения работнику за служебные изобретения
Служебным является изобретение, полезная модель, промышленный образец, созданные работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя (п. 1 ст. 1370 ГК РФ). Исключительное право на служебные изобретения, полезные модели, промышленные образцы принадлежат работодателю (п. 3 ст. 1370 ГК РФ). Поэтому договор между работником и работодателем о передаче служебного изобретения (полезной модели, промышленного образца) не является договором о передаче работодателю исключительного права. Такой договор представляет собой соглашение о размере, условиях и порядке выплаты работодателем вознаграждения работнику.
Российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, признаются налоговыми агентами по НДФЛ (п. 1 ст. 226 НК РФ). Следовательно, организация, выплачивающая вознаграждение работнику за служебное изобретение, как налоговый агент должна исчислить, удержать налог из выплачиваемых средств и перечислить его в бюджет.