В законодательство об обязательном пенсионном, социальном и медицинском страховании внесены изменения, связанные с передачей администрирования страховых взносов в налоговые органы. Осуществлять соответствующие полномочия налоговики начнут с 1 января 2017 г. С этой даты исчисление и уплату страховых взносов в ПФР, ФФОМС, а также на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством будет регулировать Налоговый кодекс РФ, в котором появилась новая глава 34 «Страховые взносы». Рассказываем о грядущих изменениях.
Еще в начале года Президент РФ Указом от 15.01.2016 № 13 поручил Правительству РФ разработать дополнительные меры по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с внебюджетными фондами по обязательным страховым взносам. Выполняя поручение президента, законодатели приняли два федеральных закона:
— от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее — Закон № 243-ФЗ) — ввел новую главу о страховых взносах в Налоговый кодекс РФ;
— от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование“»(далее — Закон № 250-ФЗ) — отменяет основной закон о страховых взносах — Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ).
Новая глава НК РФ о страховых взносах
Итак, с 1 января 2017 г. вступит в силу глава 34 НК РФ «Страховые взносы», в которую перейдут ключевые положения Закона № 212-ФЗ. С этой же даты начнут действовать изменения, внесенные и в другие законы.
Прежде всего, речь идет о поправках в федеральные законы от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Закон № 27-43) и от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон № 125-ФЗ).
Кроме того, приняты поправки и в другие законодательные акты, в том числе в Закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации», федеральные законы «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» «Об основах обязательного социального страхования», «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
В соответствии с Законом № 250-ФЗ функция администрирования страховых взносов, как уже было сказано, передается в налоговые органы. Начиная со следующего года контроль за исчислением и уплатой страховых взносов, проведение камеральных и выездных налоговых проверок будут осуществлять налоговые органы. Такие изменения внесены в общую часть Налогового кодекса (п. 1 ст. 30, п. 1 ст. 82 НК РФ).
Работа с неплательщиками, взыскание страховых взносов, осуществление зачетов и возвратов переплаты по ним, а также иные вопросы, связанные с администрированием страховых взносов и прямо не определенные главой 34 НК РФ, будут регулироваться положениями части первой НК РФ. Соответствующие дополнения внесены, например, в ст. 46, 78 НК РФ.
Обратите внимание!
Основным нормативным правовым актом, который регламентирует порядок исчисления и уплаты взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, остается Закон № 125-ФЗ.
Что не изменилось
Прежде всего, обратим внимание на то, что не претерпели существенных изменений основные вопросы расчета и уплаты страховых взносов, в частности:
— порядок отнесения выплат к объекту обложения страховыми взносами для лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (подп. 1 п. 1 ст. 419, п. 1, 2 ст. 420 НК РФ);
— порядок определения базы для начисления страховых взносов плательщиками, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (подп. 1 п. 1 ст. 419, ст. 421 НК РФ);
— перечень необлагаемых выплат (ст. 422 НК РФ);
— размеры тарифов страховых взносов, в том числе пониженные и дополнительные (ст. 425—429 НК РФ);
— общие сроки уплаты страховых взносов (п. 3 ст. 431, п. 2 ст. 432 НК РФ).
Грядущие изменения в связи с передачей администрирования страховых взносов обсуждаются давно. Главного из обещанных плательщикам преимуществ — возможности сдавать отчетность в единственный контролирующий орган — не произошло. Плательщики страховых взносов будут отчитываться не только в налоговую инспекцию, но и в фонды. Коротко рассмотрим, какие виды отчетности по взносам ждут в следующем году, в какие сроки, изменятся ли тарифы и штрафы.
Отчетность в ИФНС
Основные отчеты по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ и Фонд соцстраха — формы РСВ-1 и 4-ФСС со следующего года будут отменены. Однако отчетности по страховым взносам в 2017 г. меньше не станет.
С 2017 г. вместо РСВ-1 и 4-ФСС надо будет сдавать единый расчет по страховым взносам в налоговую инспекцию по месту учета. Это будет ежеквартальная отчетность по начисленным и уплаченным взносам в Пенсионный фонд, ФФОМС и ФСС России (ст. 423 НК РФ). Форму нового отчета чиновники должны утвердить к 1 октября 2016 г. О начале разработке формы ФНС России сообщила на regulation.gov.ru.
Новую налоговую отчетность по страховым взносам — в тексте Налогового кодекса эта форма, как и раньше, называется расчетом — в 2017 г. нужно будет сдавать один раз в квартал — не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 7 ст. 431 НК РФ). Расчет будет подаваться плательщиком в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций.
Срок сдачи отчетности установлен единый, вне зависимости от способа сдачи отчета — на бумаге или в электронном виде. Правда, как и сейчас, при среднесписочной численности 25 человек и менее можно будет представлять расчет на бумаге, а с численностью более 25 человек — только в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (п. 10 ст. 431 НК РФ).
Так, отчетность по страховым взносам за I квартал 2017 г. в налоговую инспекцию нужно будет сдать не позднее 2 мая 2017 г., так как 30 апреля выпадает на воскресенье — выходной день.
Поскольку сведения, полученные из отчетности плательщиков, налоговики должны будут затем передать в Пенсионный фонд, которому в свою очередь необходимо будет информацию о страховых взносах, уплаченных за конкретных людей, «разложить» по их лицевым счетам, Налоговый кодекс установил следующую особенность при приеме отчетности: если в представляемом расчете сведения о совокупной сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных плательщиком за расчетный (отчетный) период, не соответствуют указанной в данном расчете сумме исчисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по каждому застрахованному физическому лицу, такой расчет считается непредставленным, о чем плательщику не позднее дня, следующего за днем представления расчета, направляется соответствующее уведомление.
В пятидневный срок со дня получения указанного уведомления плательщик страховых взносов обязан представить расчет, в котором устранено указанное несоответствие. В таком случае датой представления указанного расчета считается дата представления расчета, признанного первоначально не представленным (ч. 2, 3 п. 7 ст. 431 НК РФ).
Отчетность в ПФР
В ведении ПФР останутся вопросы назначения и выплаты пенсий. То есть контролировать достоверность сведений о заработке будут налоговики, а проверять достоверность сведений о страховом стаже — сотрудники ПФР.
У плательщиков сохранится обязанность по представлению в территориальные органы Пенсионного фонда сведений индивидуального персонифицированного учета по форме СВЗ-М. Срок сдачи СЗВ-М с 1 января изменится. Сдавать форму необходимо будет не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, а не до 10-го, как сейчас (п. 2. 2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ в новой редакции). То есть на сдачу сведений будет пять дополнительных дней.
Данные, которые работодатели сейчас подают раз в квартал в составе РСВ-1 — отчет о стаже работников, нужно будет направлять в ПФР ежегодно (не позже 1 марта следующего года) (подп. 10 п. 2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ в новой редакции). Форма этого расчета будет утверждена позже. При этом информация о величине облагаемого дохода и размере взносов в ПФР, как уже было сказано, будет представляться плательщиком в налоговый орган.
Отчетность в ФСС России
За Фондом соцстраха останутся вопросы администрирования взносов на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Так же, как и раньше, Фонд будет проверять, корректно ли рассчитаны и перечислены взносы, насколько правильно выплачены пособия. Выплата пособий тоже остается за ФСС России. Компании будут сдавать в Фонд отдельную форму отчета. Ее чиновники подготовят позднее.
Тариф страховых взносов и предельная база в 2017 г.
Общий тариф страховых взносов установлен ст. 435 НК РФ и составляет:
1) на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 26%;
2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 2,9%;
3) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), в пределах установленной предельной величины базы по данному виду страхования — 1,8%;
4) на обязательное медицинское страхование — 5,1%.
Однако в 2017—2018 гг. законодатели решили сохранить пониженный общий размер тарифа в ПФР на обязательное пенсионное страхование:
— в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование — 22%;
— свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование — 10%.
Таким образом, в следующем году общая нагрузка по страховым взносам будет сохранена и составит 30%. Увеличение размера тарифа планируется в 2019 г. — с 30 до 34%.
Страхователи, имеющие право на льготной тариф по упрощенке, будут уплачивать взносы по ставке 20%, как и сейчас. Пониженные и дополнительные тарифы тоже останутся без изменений.
Для взносов в ФСС России и ПФР в Налоговом кодексе предусмот-рено наличие предельной облагаемой базы. При этом вопреки обещаниям упростить для плательщиков процесс исчисления взносов и установить единые правила их исчисления, предельные базы для этих видов фондов будут составлять разную величину: для ФСС России она будет устанавливаться правительством в твердой сумме. Для ПФР правило определения предельной базы установлено ст. 421 НК РФ — средняя зарплата по стране, увеличенная в 12 раз с учетом коэффициента (как в Законе № 212-ФЗ). Предельные базы будут ежегодно пересматривать, в том числе на 2017 г.
Напомним, что в 2016 г. эти величины составляют:
— для взносов в ПФР — 796 000 руб. за год. В пределах этой суммы на работника взносы начисляют по тарифу 22%, а сверх — по ставке 10%;
— для взносов в ФСС России — 718 000 руб. В пределах этой суммы взносы начисляют по ставке 2,9%, а сверх — не уплачивают.
При исчислении страховых взносов в ФФОМС предельная база, как и раньше, не предусмотрена.
Итак, в основу исчисления взносов в три внебюджетных фонда положены три разные величины. Это значит, что процесс исчисления взносов нисколько не упрощен вопреки обещаниям сторонников передачи администрирования в налоговые органы.
Уплата страховых взносов в 2017 г.
Еще одним из звучавших обещаний было упрощение уплаты страховых взносов. Однако п. 6 ст. 431 НК РФ закрепил действующее в этом году правило: сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками отдельно:
— в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
— страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
— страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Срок уплаты страховых взносов не изменится. Как и сейчас, их надо будет перечислять не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который они начислены. Но поскольку сменится администратор, изменятся и КБК страховых взносов. К декабрю 2016 г. Минфин России должен утвердить новые КБК.
Штрафы по страховым взносам в 2017 г.
Штрафовать за нарушение срока сдачи расчета налоговые инспекторы будут в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ в соответствии со ст. 119 НК РФ. С этой целью и в наименование статьи, и в текст диспозиции были внесены дополнения, четко предусматривающие возможность ее применения за нарушение срока представления расчета по страховым взносам. Следовательно, за опоздание со сдачей нового расчета налоговики оштрафуют на 5% от неуплаченной суммы за каждый месяц. Максимум — 30% этой суммы. Минимальный штраф составит 1000 руб.
За непредставление других документов по взносам налоговики смогут оштрафовать на 200 руб. за каждый документ, которого не хватает (ст. 126 НК РФ).
Кроме того, теперь плательщикам грозит приостановление операций по счетам в связи с несдачей отчетности. Ведь у органов внебюджетных фондов не было такого права, а налоговики смогут заблокировать счет в банке за опоздание с расчетом. Сейчас в ст. 76 НК РФ говорится только о декларациях, но новая редакция этой статьи, которая вступит в силу с 2017 г., дополнена положениями о том, что она распространятся и на расчеты по страховым взносам.
Неуплата страховых взносов, грубое нарушение правил учета доходов и расходов, если они повлекли занижение базы для исчисления взносов, грозят штрафом 20% от неуплаченной суммы (п. 3 ст. 120, ст. 122 НК РФ).
Ответственность за нарушение установленного законом срока представления СЗВ-М останется прежней: за каждого работника будет взыскиваться штраф в размере 500 руб. Поэтому общий размер штрафа за непредставление в ПФР СЗВ-М может вылиться в приличную сумму. За подобное нарушение компания из 20 человек может пострадать на 10 000 руб., а организация численностью 500 человек заплатит уже 250 000 руб. штрафа. Такой же базовый размер штрафа установлен и за представление недостоверных сведений.
Введен новый штраф за нарушение порядка представления сведений в сфере персонифицированного учета. За несоблюдение страхователем в предусмотренных случаях порядка представления сведений персонифицированного учета в форме электронного документа предусмотрен штраф в размере 1000 руб. (ст. 17 Закона № 27-ФЗ).
Кроме того, в Законе № 27-ФЗ введен трехлетний срок давности привлечения к ответственности за совершение правонарушения в сфере персонифицированного учета (ст. 17 Закона № 27-ФЗ).
Проверки по страховым взносам
Начиная с периода 2017 г. проверять правильность расчета и уплаты страховых взносов налоговики будут по правилам налоговых проверок. Соответственно, на выездной проверке налоговики проверят сразу и налоги, и взносы. Инспекторы смогут доначислять взносы, если отчисления по ним не будут коррелировать с суммами НДФЛ. Поэтому в зону риска попадут компании, у которых будут выявлены значительные расхождения по базам для НДФЛ и страховых взносов. Специалисты ФСС России будут выходить на выездные проверки вместе с налоговиками — проверять выплату пособий по временной нетрудоспособности, в то время как налоговики будут проверять уплату страховых взносов в ФСС России.
Контроль за исчислением и уплатой страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., осуществляют соответствующие органы ПФР, ФСС России в порядке, действовавшем до названной даты (ст. 20, 24 Закона № 250-ФЗ).
Разъяснения о порядке исчисления и уплаты страховых взносов с 1 января 2017 г.
До 2017 г. органом, уполномоченным давать разъяснения по спорным вопросам, связанным со страховыми взносами, был Минтруд России. Начиная со следующего года письменные разъяснения плательщикам страховых взносов по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, в том числе по взиманию страховых взносов, обязан давать Минфин России (п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 34.2 НК РФ). Налоговые органы также обязаны информировать плательщиков об их правах и обязанностях, о других вопросах применения законодательства РФ о налогах и сборах (подп. 4 п. 1, п. 2.1 ст. 32 НК РФ).
Вероятно, спорные вопросы плательщикам необходимо задать именно финансовому ведомству. Поскольку неоднократно возникали ситуации, когда мнение Минфина России и Минтруда России по аналогичным вопросам не совпадали. Вряд ли можно советовать до выхода новых разъяснений применять существующие разъяснения Минтруда России: в спорной ситуации применительно к периодам после начала 2017 г., они не будут расценены судами в качестве обстоятельства, исключающего вину плательщика (ст. 111 НК РФ).
Переходные положения
Итак, Закон № 243-ФЗ вступает в силу с 1 января 2017 г., и именно с этой даты к налоговикам переходит контроль за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов. Следовательно, все уточненные расчеты по взносам за 2016 г. и более ранние периоды компаниям надо будет представить, как и прежде, в ПФР и ФСС России по действующим формам РСВ-1 и 4-ФСС. А вот уточненки за период начиная с 2017 г. надо будет представлять в налоговую инспекцию.
Тот же принцип будет действовать и по отношению к переплате взносов. Переплату по состоянию на 1 января 2017 г. будут возвращать еще фонды, а недоимку по состоянию на ту дату будут взыскивать уже налоговики. Фонды передадут им сведения о задолженности. Недоимку, в том числе пени и штрафы, по состоянию на 1 января 2017 г., удержать которые невозможно, налоговики признают безнадежной и спишут в порядке ст. 59 НК РФ.