Федеральные кураторы электронных закупок заявляют о разнообразии сфер бизнеса, в которых любая компания может найти заказчиков для своих товаров или услуг. Однако специалисты аналитического центра Ассоциации участников закупок заявляют, что количество тем, наоборот, ограниченно, а основные бюджеты крутятся вокруг определенного вида контрактов.
Какие отрасли являются самыми востребованными в нашей стране с точки зрения объемов финансовых ресурсов, рассказывают специалисты Ассоциации участников закупок (АУЗ).
Если распределить все заключенные в 2016 году контракты (за первые восемь месяцев) по тематическим группам, то получится, что самые популярные предложения связаны с дорожно-строительной сферой. Объем таких контрактов занимает сразу 17,35% от всех электронных закупок в нашей стране. В рублевом эквиваленте это порядка 462 млрд руб., которые были потрачены на строительство или ремонт автомобильных и железных дорог.
На втором месте расположились строительные работы по возведению зданий. На их долю приходится 7,63% или 203 млрд руб. Третье место досталось медицинским препаратам, которые были закуплены на сумму 194 млрд руб. (7,29% от всего рейтинга). Четвертую позицию занимают услуги по снабжению паром и кондиционированию воздуха, а пятое – инструменты и медицинское оборудование.
Внешне все предложенные виды товаров и услуг отличаются разнообразием, однако, если внимательно изучить различные статистические отчеты, связанные с электронными закупками (по государственным и коммерческим контрактам), можно выявить особенность, которая скрывается за обилием цифр: основные финансовые средства так или иначе связаны со строительной тематикой, а на долю сфер бизнеса, набравших более 1% доходов в общем рейтинге (21 сфера), приходится 70% всех бюджетов.
Это означает, что всего 21 сфера бизнеса может принести участникам рынка закупок наиболее существенные доходы. Кроме пяти уже названных позиций, это: услуги по посредничеству в денежно-кредитной сфере; услуги по производству, передаче и распределению электроэнергии; услуги в области архитектуры, инженерно-технического проектирования и связанные технические консультативные услуги; услуги по покупке и продаже собственного недвижимого имущества; программные продукты и услуги по разработке программного обеспечения; консультационные и аналогичные услуги в области информационных технологий; транспортные вспомогательные услуги; услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области естественных и технических наук; сооружения и строительные работы по строительству прочих гражданских сооружений; услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств; работы строительные специализированные прочие; продукты химические прочие; нефтепродукты; услуги в области медицины прочие; услуги по ремонту металлоизделий, машин и оборудования; электромонтажные работы; работы по монтажу водопроводных и канализационных систем и прочие строительно-монтажные работы; сооружения и строительные работы по строительству инженерных коммуникаций.
Даже среди этого небольшого количества сфер деятельности восемь относятся к строительной тематике. В совокупности строительная сфера бизнеса занимает от 36% до 40% всех контрактов в электронных закупках России.
Если на 21 сферу деятельности приходится 70% бюджетов страны, то остальные 30% распределились среди 270 разновидностей товаров услуг, востребованных у заказчиков. При этом в общем списке встречаются достаточно экзотичные запросы.
Так, можно заработать почти 8 млрд руб. на «услугах государства обществу в целом» или 6,4 млрд руб. на «персональных прочих услугах». Также приносят прибыль услуги холдинговых компаний, услуги прочих общественных организаций, торговля боевыми военными машинами или фармацевтическими субстанциями, услуги по прокату бытовых изделий и предметов личного пользования и т. д. Даже услуги по подаче напитков и проведению расследований оказались настолько востребованными, что заняли свое место в общероссийском рейтинге.
Как заявили специалисты аналитического центра Ассоциации участников закупок, накопленный перечень товаров и услуг далеко не исчерпывающий. Его можно и нужно расширять. Это можно сделать, например, законодательными решениями, запретив заключать контракты напрямую не только государственным, но и всем без исключения коммерческим компаниям. Однако на практике такая жесткая мера не встретит одобрения со стороны представителей частного бизнеса. Поэтому расширение тематических предложений произойдет, скорее всего, естественным путем, когда мнение большинства частных компаний, которые уже оценили преимущества современной формы ведения бизнеса, повлияет на компании, еще не пробовавшие себя в электронных закупках.
При этом аналитики АУЗ особо подчеркивают, что услуги, попавшие в последний список рейтинга (например, поставка руды железных и цветных металлов), хоть и оказались на последних позициях, тем не менее приносят поставщикам миллионные обороты. Поэтому, оценивая эффективность каждого вида услуг, стоит учитывать и масштаб конкретной компании, которая будет выполнять заказ. Если для крупных торгово-производственных предприятий такие контракты покажутся несущественными, то для предприятий малого бизнеса один или два подобных заказа могут стать ключевыми в масштабе года.