Сельское хозяйство становится главным драйвером экономики

| статьи | печать

В середине лета самый высокий рост среди других секторов отечественной экономики продемонстрировало сельское хозяйство, объем производства которого увеличился на 4,9% по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. Причем прогнозы на урожай в нынешнем году очень оптимистичны. У остальных отраслей перспективы гораздо скромнее, как показывает опрос профессиональных прогнозистов.

Аграрный сектор может стать, по оценке экспертов Центра макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбербанка, главным драйвером экономики в III квартале текущего года. Июльская статистика показала наиболее высокий рост сельского хозяйства по сравнению с другими отраслями экономики (+0,7% месяц к месяцу и +4,9% год к году). При этом специалисты дают очень оптимистичный прогноз урожая в этом году. Минсельхоз предварительно оценил урожай зерновых в 110 млн т, а при сохранении благоприятной погоды — в 113—116 млн т (для сравнения: в 2015 г. было собрано 104,8 млн т зерновых).

Такой урожай, по мнению аналитиков ЦМИ, добавит 0,1—0,2 п.п. к росту российского ВВП. «Учитывая стабильность внутренней потребности в зерновых, а также вполне вероятный дефицит мощностей для хранения, Россия может стать мировым лидером экспорта пшеницы второй год подряд. В полном соответствии с приоритетами развития страны», — комментирует ситуацию в аграрном секторе директор ЦМИ Юлия Цепляева.

Торговля держится, несмотря на снижение зарплат

В июле продолжилось сокращение реальных зарплат (–0,3% месяц к месяцу), потянувшее за собой располагаемые доходы населения (–1,1% месяц к месяцу). «Сокращение доходов углубилось до 7% год к году, отражая продолжающееся падение уровня жизни пенсионеров и занятых не в организациях, — подчеркивает Ю. Цепляева. — Однако, несмотря на снижение доходов, падение розничного товарооборота практически остановилось. Вероятно, это объясняется постепенным снижением нормы сбережений. По текущим итогам экономического кризиса розничные продажи продуктов питания упали на 12% от пика, а продажи непродовольственных товаров — на 20,1%».

Менее оптимистичны июльские данные по сектору промышленности. После обнадеживающего роста на 0,4% месяц к месяцу в июне, в середине лета промпроизводство обвалилось на 0,9%. В годовом выражении темп роста вновь вернулся в отрицательную зону и составил –0,3% против +1,7% год к году ранее. «„Американские горки“ промышленного производства объясняются, в первую очередь, неровной динамикой сектора обработки, — считает эксперт ЦКИ Данир Зулькарнаев. — Обрабатывающая промышленность упала в июле (–1,5% год к году) после резкого роста в июне (+1,6% год к году) и стагнации в мае (+0,3% год к году). При этом июльский спад обработки прошелся широким фронтом — упали годовые темпы роста в большинстве выделяемых статистикой отраслей. Исключением стало только производство транспортных средств и оборудования».

Консенсус-прогноз обещает скромный рост в перспективе

По итогам нынешнего года профессиональные прогнозисты, опрошенные в середине августа Центром развития ВШЭ, ожидают снижения ВВП на 0,8% (в мае они предполагали сокращение отечественной экономики на 1,2%).

В следующем году почти все эксперты надеются на возобновление роста, хотя и весьма умеренного (только один аналитик прогнозирует небольшой спад в 2018—2019 гг.). При этом усредненные ожидания относительно более отдаленных лет почти не изменились: по-прежнему среднегодовой прирост ВВП достигает примерно 2% к 2020 г., после чего фактически стабилизируется на этом уровне. Только самые отъявленные оптимисты прогнозируют ускорение прироста до 3% в год.

Несмотря на снижение инфляционных ожиданий, на ближайшие три года среднесрочная инфляционная цель Банка России (4% в 2017—2018 гг.) независимым экспертам представляется недостижимой даже в перспективе семи лет.

Консенсус-прогнозы среднегодовых цен на российскую нефть фактически не изменились, что неудивительно, если учесть фактическую динамику нефтяных цен. При этом эксперты сохраняют достаточный оптимизм в том смысле, что в долгосрочной перспективе они ожидают постоянного повышения цен на нефть — с 42 долл. за баррель в 2016 г. до 63 долл. за баррель в 2022 г. При этом они прогнозируют стабилизацию рубля примерно на уровне 65 руб. за дол.

«В целом эксперты явно не ожидают резкого обострения кризисных явлений в российской экономике, — отмечает аналитик ЦР Сергей Смирнов. — Но перспективы восстановления устойчивого и динамичного экономического роста также представляются им весьма сомнительными».

Консенсус-прогноз динамики ВВП (версия ЦР ВШЭ), %

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

–0,8

1,1

1,6   

1,8  

1,9  

2,1    

2,1

ИСТОЧНИК: ЦР ВШЭ