2—3 сентября во Владивостоке во второй раз пройдет Восточный экономический форум, на который организаторы ожидают 2500 инвесторов из более чем 30 стран. Как формировалась повестка форума, чем она будет полезна предпринимателям, решившим развивать бизнес в регионе, «ЭЖ» рассказал Александр Крутиков, директор Департамента обеспечения реализации инвестиционных проектов Минвостокразвития России.
«ЭЖ»: Александр Викторович, наш опыт подсказывает, что есть два типа региональных экономических форумов. Один проводится в жанре «поговорить»: обсудить проблемы, поделиться мнениями, опытом, рассказать о новых исследованиях и прогнозах. Второй — в жанре «показать» — направлен на презентацию возможностей региона. К какому из типов можно отнести Восточный экономический форум?
Александр Крутиков: Ни к одному из них. ВЭФ — это инструмент развития Дальнего Востока, который стоит в одном ряду с территориями опережающего развития (ТОР), свободным портом Владивосток и помогает решать нашу главную задачу — привлечение в регион инвестиций. Для достижения этой цели в программу форума собираются мероприятия, проекты, инструменты, которые важны инвесторам для принятия инвестиционных решений. Поэтому на форуме будут представлены проекты, будут обсуждаться проблемы (барьеры) на пути инвестиций, а также вырабатываться решения, направленные на устранение этих барьеров. Мы заранее формулируем результаты, которые хотим получить на ВЭФ, и дальше начинаем их воплощать.
На этом форуме мы честно расскажем, что у нас получилось из того, что пообещали на прошлом, что не получилось, что мы хотим сделать к следующему. Важно показать инвесторам: мы выполняем то, что обещаем. Поэтому будем не просто презентовать инструменты, которые только оформились в виде законов. Покажем результат, который получился в результате работы этих инструментов, и динамику развития.
На Дальнем Востоке сформирован график запуска новых предприятий до 2024 г. из более чем 300 проектов на более чем триллион рублей инвестиций. Не бумаги, а реальные стройки. Но на этом этапе перед инвесторами возникает новый круг проблем и барьеров, и мы хотим, чтобы они рассказали о них. Форум — это концентрация внимания федеральных структур и должностных лиц Дальнего Востока на проблемах инвесторов для того, чтобы быстро договориться о том, как их решать.
«ЭЖ»: Какое соотношение в программе форума заседаний посвященных проблемам, и тех, что посвящены рассказам о чем-то хорошем?
А. К.: В программе 45 ключевых мероприятий, включая пленарную сессию, которые сгруппированы по тегам «Возможности для инвестора», «Преференции для инвестора» и «Выгоды и новые возможности для Евразии и АТР». Это сессии и про инвестиционные возможности, и про условия, которые необходимо создать для того, чтобы инвестиции на Дальний Восток росли. Обсуждать условия, не обсуждая проблем, не получится. Тем более что у нас на форуме не власть играет ведущую роль, а инвестор, и мы точно не собираемся затыкать рот бизнесу, который оценивает комфортность осуществления инвестиций. Форум — очень хорошая площадка для того, чтобы зафиксировать проблему и начать ее решать. Или даже решить на месте — в программе есть несколько стратегических сессий, где мы собиремся узким кругом инвесторов и первых лиц федерального уровня власти и в формате мозгового штурма будем искать решение проблем. Темы таких сессий инициированы бизнесом.
«ЭЖ»: Есть ли в программе мероприятия, которые поднимают ее до уровня макропроблем Азиатско-Тихоокеанского региона?
А. К.: Они в третьем блоке программы, посвященном возможностям Евразии и АТР на Дальнем Востоке. Например, сессия по оценке конкурентоспособности ТОРов в масштабах всего АТР — мы хотим понять, получилось ли то, что мы начали делать два года назад, или пока не очень. Для этого будем сравнивать ТОРы с аналогичными зонами в Японии, Корее, Сингапуре, Китае. По итогам сравнения поставим себе новую задачу: как совершенствовать ТОРы.
Еще одно мероприятие будет посвящено первому опыту создания совместных инвестиционных платформ, которые позволяют разделять риски инвестирования с нашими иностранными партнерами. Мы хотим создать как можно больше таких платформ.
Отдельная сессия будет посвящена совершенствованию правовой защиты инвесторов, прежде всего иностранных, привыкших к иным правовым системам. Мы хотим понять, как дальше развивать регулирование, чтобы сделать работу бизнеса комфортнее. Будут обсуждаться и новые гарантии безопасности для инвесторов. Например, защита интересов бизнеса Корпорацией развития Дальнего Востока и система доступа к проведению плановых и внеплановых проверок бизнеса. Кроме того, коллеги из МЧС организуют сессию, посвященную рискам стихийных бедствий и тому, как минимизировать их последствия для бизнеса, а Роспотребнадзор — обсуждение рисков эпидемий в АТР и возможностей их предотвращения.
«ЭЖ»: Вы упоминали, что заранее формулируете результаты, которые должны быть достигнуты на форуме. Что это за результаты и как они отражены в программе?
А. К.: В программе не отражены, поэтому расскажу на примере предыдущего форума. Мы проводили сессии, посвященные развитию рыбной и лесной отраслей, где говорилось о том, что необходимо сделать для увеличения притока инвестиций в производство продукции с более высокой добавленной стоимостью. Для рыбной отрасли обсуждали механизм предоставления льготы взамен на инвестиции в суда и прибрежную инфраструктуру, для лесной — обеспечение доступа инвесторов к лесным ресурсам, обусловленного требованиями более глубокой переработки древесины.
По результатам обеих сессий обозначили, что нужно принять определенные законодательные решения. Разумеется, они обсуждались заранее, в форме сценария, но взяли на себя эти задачи именно на форуме. Прошел год, и при поддержке Президента РФ эти инициативы становятся законами и нормативными актами. В частности, сейчас уже на выходе постановление Правительства РФ о порядке предоставления в аренду лесных участков на Дальнем Востоке инвесторам без торгов, в котором, как мы и обещали, фактически устранены барьеры для доступа к ресурсу, но существенно увеличены требования к инвестиционному проекту и продукции на выходе. А Рослесхоз представит на форуме интерактивную карту свободных лесных участков.
А вот от отдельного закона, регулирующего аквакультуру на Дальнем Востоке, проект которого был разработан, мы отказались, потому что поняли, что можем двигаться быстрее, имплементируя заложенные в него нормы в общероссийское законодательство. И часть из этого уже удалось сделать в рамках поправок, внесенных в закон о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов в июле. В него вошли три нормы. Первая — частная собственность на пастбищную аквакультуру: для ее введения оказалось достаточно убрать одно слово из закона о рыболовстве. Это был очень серьезный сдерживающий фактор развития морской аквакультуры — объекты аквакультуры, которые росли выпущенными в естественной среде, не могли считаться собственностью рыбоводов, соответственно, они не могли их охранять и как-то капитализировать.
Вторая норма позволила продлевать договоры с добросовестными пользователями участков без торгов, что стимулирует их к долгосрочным инвестициям за счет снятия риска потери участка и необходимости снова претендовать на него на аукционе. При этом достаточно конкретно прописаны критерии добросовестности. Это не помешает появлению новых рыбохозяйственных предприятий — для них есть 2 млн нераспределенных гектаров акватории, торги по которым будут объявлены на ВЭФ. Для того чтобы о торгах узнало как можно больше потенциальных участников, Минвостокразвития России будет поддерживать информационную кампанию, а Росрыболовство взяло на себя обязательства максимально делится информацией о возможностях выращивания на этих участках тех или иных объектов аквакультуры.
Третья поправка снимает с аквахозяйств обязанность выращивать определенные виды аквакультуры. Государство будет выставлять требования только по минимальному объему выращиваемого.
В осеннюю сессию в Госдуму должны быть внесены еще четыре поправки. Они распространят механизм государственной поддержки сельхозстрахования на аквакультуру, дадут возможность пользователям рыбоводных участков получать прилегающие земельные участки без торгов для размещения логистической инфраструктуры и перерабатывающих мощностей, разрешат разводить аквакультуру на рыбопромысловых участках и решат проблему рыборазводных заводов, которые выпускают мальков в реки Сахалина: позволят им оформить рыбоводный участок, прилегающий к уже построенному заводу.
«ЭЖ»: Институты развития Дальнего Востока постоянно артикулируют инициативы по созданию особого регулирования в регионе, а не на всей территории страны. Получается ли это? Или, может быть, лучше сразу совершенствовать нормы общероссийского законодательства?
А. К.: У нас нет цели исключить регион из действия общероссийских норм. Решая задачи привлечения инвестиций и создания условий для бизнеса, мы, если упираемся в какое-то ограничение и видим, что коллеги не хотят его снимать для всей России, предлагаем поэкспериментировать и посмотреть, как это заработает на Дальнем Востоке. При этом все изъятия из общего регулирования для региона имеют ограниченный срок действия.
Чтобы поднять Дальний Восток и привлечь в него инвестиции, нужно создать условия большей экономической свободы для бизнеса и граждан. По-другому это не достигается. И если коллеги соглашаются, что наши идеи эффективны для всей страны, то мы точно не собираемся приберегать их только для себя. Но если коллеги считают, что их реализация несет риски для России, и может быть, они правы, потому что лучше видят картину в целом, то давайте будем это реализовывать пока только на Дальнем Востоке. В этом в том числе, наша миссия: опробовать новые решения и показать их эффективность.