В августе правительство разработало несколько проектов нормативных актов с поправками, которые направлены на дальнейшее совершенствование системы государственных и муниципальных закупок. В частности, предлагается закрепить срок, в течение которого заказчикам необходимо будет произвести оплату товаров, обязанность детально описывать предмет закупки, проводимой по правилам Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ, исчерпывающий перечень документов для заявки от субъектов малого и среднего предпринимательства.
Проекты федеральных законов, которыми должны быть внесены изменения в законодательство, в настоящий момент находятся на разных стадиях рассмотрения — в нижней палате парламента и на общественном обсуждении на портале regulation.gov.ru. Рассмотрим кратко основные предлагаемые изменения.
Заказчикам дадут только 30 дней на оплату по контракту
На рассмотрении Госдумы находится правительственный законопроект № 1155546-6 «О внесении изменений в Федеральный закон „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“», которым предлагается установить предельный срок для оплаты товаров (работ, услуг), поставленных в рамках государственного или муниципального контракта.
Действующая редакция Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) определяет оплату как один из элементов исполнения государственного или муниципального контракта, однако по общему правилу не устанавливает для нее каких-либо требований, в том числе правил о сроке (п. 2 ч. 1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Исключением являются только случаи, когда закупка проводится у субъектов малого и среднего предпринимательства либо социально ориентированных некоммерческих организаций, тогда срок оплаты составляет 30 (не уточняется, рабочих или календарных) дней с момента подписания заказчиком акта о приемке (ч. 1, 3, 8 ст. 30 Закона № 44-ФЗ). Как сказано в пояснительной записке к законопроекту № 1155546-6, в отдельных случаях по результатам исполнения контракта, этапа исполнения контракта складывается негативная практика, связанная со злоупотреблениями со стороны заказчика при осуществлении оплаты по заключенному контракту. На решение этой проблемы и направлены предлагаемые изменения. Предполагается, что они должны будут минимизировать издержки поставщика (подрядчика, исполнителя) и дисциплинировать заказчика в отношениях, связанных со своевременной оплатой выполненных по контракту обязательств, а также позволят повысить привлекательность участия в закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заказчики не смогут требовать больше, чем положено
Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон „О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц“», находящийся в стадии общественного обсуждения до 16 сентября (ID 02/04/06-16/00049800), предполагает установление исчерпывающего перечня документов и информации, которые заказчики вправе потребовать в составе заявки от участников закупки, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, а также требований к указанным документам. Законопроект касается закупок, которые проводятся на основании положений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ). Закрытый перечень документов, подлежащих включению в заявку, насчитывает 11 пунктов.
В частности, в перечень входят:
-
информация об участнике закупки (наименование, адрес, и т.д.);
-
ИНН(при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника закупки, номер контактного телефона;
-
выписка из ЕГРЮЛ или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки, которая получена не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о закупке;
-
декларация о принадлежности участника закупки к субъектам малого и среднего предпринимательства;
-
документ, подтверждающий обеспечение заявки;
-
документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника закупки — юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника закупки без доверенности, и др.
Планируется, что закон вступит в силу по истечении 180 дней со дня его подписания президентом.
К формулировке описания предмета закупки нужно будет подойти ответственно
С 1 января 2019 г. должен вступить в силу пока еще законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон „О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц“», устанавливающий правила описания предмета закупок, которые обязаны соблюдать государственные и муниципальные заказчики (ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ в ред. законопроекта). В настоящее время законопроект проходит процедуру общественного обсуждения на портале regulation.gov.ru до 5 сентября (ID 02/04/05-16/00049233).
Так, заказчикам необходимо будет при описании в документации о закупке предмета закупки:
-
указывать функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики предмета закупки (при необходимости);
-
наименование предмета закупки формулировать в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Кроме того, в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.