Несмотря на уголовно-правовые запреты, коррупция все еще представляет серьезную угрозу для нормального функционирования профессионального спорта и шоу-бизнеса. Причем формы проявления этого явления постоянно изменяются. Поэтому принятие Федерального закона от 03.07.2016 № 324-ФЗ «О внесении изменений…», предусматривающего ответственность за противоправное влияние на результаты спортивных соревнований или коммерческих конкурсов, весьма своевременно.
Социально-экономическая значимость профессионального спорта и шоу-бизнеса для современного российского общества несомненна. Данное обстоятельство является одной из причин государственной защиты такой деятельности от неправомерного вмешательства в процесс организации и проведения спортивных соревнований и зрелищных конкурсов, в том числе путем подкупа их участников и организаторов. Для решения этой важнейшей задачи в УК РФ 1996 года была введена ст. 184. Наряду с этим Россия подписала Конвенцию ЕС против манипулирования спортивными соревнованиями (2014 год), основной целью которой является противодействие коррупции путем совершенствования государственного регулирования деятельности спортивных и букмекерских организаций. В настоящее время к ней присоединилось 21 государство.
Правоприменительная практика по ст. 184 УК РФ отсутствует1, хотя масштабы коррупции в российском спорте и шоу-бизнесе весьма значительны. Согласно рейтингу итальянского агентства Sportradar за период с июня 2009 года по ноябрь 2012 года в нашей стране было проведено 42 договорных футбольных матча. По этому показателю Россия заняла шестое место в списке самых коррумпированных стран Европы. Однако никого из спортивных деятелей за организацию этих матчей к уголовной ответственности так и не привлекли. Не меньше вопросов вызывает объективность членов жюри конкурсов красоты и телевикторин.
В целях повышения эффективности правоохранительной деятельности в рассматриваемой сфере Федеральным законом от 03.07.2016 № 324-ФЗ «О внесении изменений…» в ст. 184 УК РФ были внесены важные изменения, вступившие в силу 15 июля. Согласно принятым поправкам под оказанием противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса понимается:
– передача спортсмену, спортивному судье, тренеру, руководителю спортивной команды, другому участнику или организатору официального спортивного соревнования (в том числе их работнику), члену жюри, участнику или организатору коммерческого конкурса денег, ценных бумаг, иного имущества, а также оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав, в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу;
– получение спортсменом, тренером, руководителем спортивной команды или другим участником официального спортивного соревнования, а равно участником зрелищного коммерческого конкурса денег, ценных бумаг, иного имущества, а также пользование им услугами имущественного характера или иными имущественными правами (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) либо предварительный сговор таких лиц в целях противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса.
Наряду с этим изменились санкции ч. 1 ст. 184 УК РФ. До 700 (ранее до 500) тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от четырех месяцев до одного года (ранее от года до трех лет) увеличился размер штрафа. При этом срок лишения свободы увеличился с четырех до пяти лет со штрафом в размере до 100 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до пяти месяцев или без такового.
Кроме того, указанная статья была дополнена ч. 5, предусматривающей ответственность за посредничество в совершении деяний, предусмотренных ч. 1–4 ст. 184 УК РФ, в значительном размере. За такое деяние посреднику грозит штраф в размере до 500 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо исправительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо принудительные работы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Крайняя мера – лишение свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до 500 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до трех месяцев или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Согласно примечанию к ст. 184 УК РФ значительным размером признаются: сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 25 тыс. руб.
Для лиц, совершивших преступление, предусмотренное ч. 1–2 или ч. 5 ст. 184 УК РФ, предусматривается освобождение от ответственности, если они активно способствовали раскрытию или расследованию преступления и либо в отношении них имело место вымогательство, либо они добровольно сообщили о содеянном в правоохранительные органы.
Надеемся, что ужесточение мер ответственности за незаконное влияние на результаты соревнований или конкурсов приведет к снижению уровня коррупции в спорте и шоу-бизнесе.
1 Алексеев С., Песков А. Правовое регулирование борьбы с договорными матчами: проблемы и перспективы // Спорт: экономика, право, управление. 2016. № 1.