Федеральный закон от 03.11.2015 № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» вступил в силу в полной мере с 1 января 2016 года. В целом после полугода его действия можно отметить положительное восприятие внесенных им изменений как участниками рынка, так и судебной системой.
Оценка влияния Закона на рынок
Обстоятельствами, которые повлияли на принятие указанного Закона, явились систематические неплатежи потребителей энергетических ресурсов (газа, электроэнергии и т. п.) в адрес поставщиков, а также отсутствие гарантий со стороны государственных и муниципальных органов власти при передаче имущества, используемого в целях снабжения коммунальными ресурсами коммерческих организаций.
Безусловно, главным изменением является введение повышенной ставки законной неустойки за несвоевременную оплату поставленных ресурсов.
К примеру, для услуг по передаче электрической энергии Федеральный закон от 03.11.2015 № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» (далее –Закон о платежной дисциплине) установил следующий порядок расчета законной неустойки: потребители услуг по передаче электрической энергии, определяемые правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплатившие оказанные им услуги по передаче электрической энергии, обязаны уплатить сетевой организации пени в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
В силу п. 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 86, потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии (с 1 января 2013 года – на условиях определения обязательств по оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки каждого потребителя электрической энергии, обслуживаемого энергосбытовой организацией и гарантирующим поставщиком).
Таким образом, потребители услуг по передаче электрической энергии, в том числе и крупные региональные поставщики, помимо суммы задолженности должны будут выплатить сетевой организации повышенную неустойку, сравнимую по размеру со ставкой по кредитам коммерческих банков.
Экономический эффект от законной неустойки (1/300, 1/170, 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ в зависимости от категории неплательщика и периода просрочки) заключается в исключении возможности фактического кредитования за счет поставщика ресурса и, как следствие, отсутствии стимула для потребителя оплачивать энергоресурсы вовремя и в полном объеме.
Согласно ст. 8 Закона о платежной дисциплине положения ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», касающиеся установления размера неустойки для потребителей услуг по передаче электрической энергии, распространяют свое действие на отношения, возникшие из договоров, заключенных до дня вступления в силу Закона о платежной дисциплине.
Таким образом, допустимость взыскания повышенной неустойки установлена при просрочке исполнения обязательств начиная с 1 января 2016 года.
Снижение неустойки в судебном порядке
Статьей 332 ГК РФ предусмотрено, что кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
Исходя из правовой позиции, изложенной в п. 61 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 № 7, если размер неустойки установлен законом, то в силу п. 2 ст. 332 ГК РФ он не может быть уменьшен.
В Постановлении Седьмого ААС от 17.06.2016 № 07АП-4198/2016 по делу № А67-312/2016 содержится следующая правовая позиция: «Уменьшение судом введенной данным федеральным законом неустойки противоречит целям этого закона и нарушает права и законные интересы истца, поскольку влечет уменьшение предоставленных истцу специальных законных гарантий».
Таким образом, отдельно стоит обратить внимание на то обстоятельство, что повышенный размер неустойки не может быть уменьшен в судебном порядке.
Проблемы реализации
Оценивая действие Закона о платежной дисциплине, следует упомянуть о проблемах, связанных с его реализацией на практике.
Так, в соответствии с нововведениями при несоблюдении потребителями газа условий договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа, но только в порядке, установленном Правительством РФ. Поставщики газа обязаны в предусмотренном Правительством РФ порядке определить потребителей газа, соответствующих также установленным Правительством РФ критериям, и уведомить их в сроки и порядке, которые опять же установлены Правительством РФ, о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа.
Закон о платежной дисциплине также предусматривает формирование и ведение перечня потребителей газа в субъекте РФ, в отношении которых установлена обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате поставляемого газа в установленном Правительством РФ порядке.
Аналогичная ситуация предусматривается в сферах электроснабжения и теплоснабжения, где у потребителей энергоресурсов возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате энергоресурсов.
При этом сроки по предоставлению независимых (банковских) гарантий (по согласованию с поставщиком энергетического ресурса может быть предоставлена государственная или муниципальная гарантия, либо исполнение обязательств по оплате ресурса может быть обеспечено иными способами, предусмотренными законом или договором), порядок предоставления гарантий, правила определения данного срока и суммы, а также требования к условиям предоставления гарантий должны быть императивно установлены Правительством РФ.
Таким образом, предоставление банковских гарантий или иных способов обеспечения обязательств по своевременной оплате поставленных энергетических ресурсов изначально наряду с введением законной неустойки предусматривалось в качестве основного инструмента, позволяющего возмещать экономические потери поставщиков ресурсов.
В настоящее время рассматриваемые критерии, порядок и правила Правительством РФ еще не установлены.
Указанные пробелы в части отсутствия подзаконного регулирования затрудняют реализацию Закона о платежной системе, что приводит к недостижению в полном объеме законодательно установленных целей в рамках укрепления платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов.