Очередной, августовский опрос Росстата не принес сюрпризов — индекс предпринимательской уверенности в промышленности пятый месяц подряд остается на уровне –5%. Руководители компаний, похоже, приспособились к застою. Открытым остается вопрос, откуда возьмутся 1,7% прироста в следующем году, 2,6% — в 2018 г. и 3,2% — в 2019-м, которые прописаны в целевом сценарии Минэкономразвития.
Оценки, данные топ-менеджерами компаний в ходе последних пяти опросов Росстата, показывают, что промышленность «замерла» примерно на одном уровне. Более двух третей «директорского корпуса» сообщили, что на их предприятиях не происходит существенных помесячных изменений по основным показателям промышленной деятельности — производству и спросу. Так, в августе текущего года об уменьшении объемов производства по сравнению с июлем сообщили 17% респондентов, а о росте — 16%.
Правда, здесь стоит отметить незначительное улучшение прогнозов участников опроса относительно ближайших производственных и спросовых перспектив своих предприятий. При этом ожидания руководителей промышленных компаний относительно выпуска продукции — самые лучшие за последние семь месяцев.
К положительным моментам, выявленным августовским опросом, можно отнести сохранение понижательного инфляционного тренда. Причем это относится и к текущим, и к ожидаемым в ближайшие три—четыре месяца ценам.
Средний уровень загрузки производственных мощностей в целом по отрасли четвертый месяц подряд сохраняет значение 63%. Лидерами, как и ранее, остаются предприятия добывающих производств (70%), за ними следуют обрабатывающие компании (64%). В производстве и распределении электроэнергии, газа и воды уровень загрузки мощностей в последнем месяце лета составил 54%.
Три четверти руководителей сообщили об удовлетворительном финансово-экономическом положении своих предприятий (год назад доля таких респондентов составляла 73%). Причем 6% участников опроса констатировали «благоприятную» ситуацию, и лишь 20% опрошенных оценили текущее положение как «неудовлетворительное» (в соответствующем периоде прошлого года — 22%).
В результате незначительных колебаний основных операционных показателей промышленной деятельности в августе текущего года главный показатель исследования статведомства — сезонно откорректированный индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) по сравнению с июлем не изменился, составив –5%. Следует отметить, что ИПУ в целом по промышленности сохраняет данное значение уже пять месяцев.
Отрасль приспособилась к «новой реальности»
«Исходя из итогов последних двух—трех ежемесячных конъюнктурных предпринимательских опросов руководителей крупных и средних промышленных предприятий, а также количественных оценок Росстата за этот период, можно с относительной уверенностью констатировать, что отрасль вышла из затяжной рецессии и перешла в зону „стабильной стагнации“», — комментирует сложившуюся ситуацию директор ЦКИ Георгий Остапкович.
Выход индустрии из рецессии в целом обеспечил, по мнению ученого, рост деловой активности в ее обрабатывающем сегменте. Явный прошлогодний аутсайдер среди трех укрупненных отраслей промышленности — обработка — в последнее время постепенно адаптировалась к функционированию в «новой реальности» и начала демонстрировать признаки оживления деловой активности.
Данные Росстата показывают существенное замедление падения производства в обрабатывающей промышленности (июль 2015 г. к середине лета 2014 г. — 92,9%, а июль нынешнего года к июлю 2015 г. — лишь 98,5%). Об этом же свидетельствуют результаты предпринимательских опросов, где ИПУ в обработке в августе текущего года вырос по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 2 п.п.
Вместе с тем посткризисное восстановление отрасли проходит крайне медленно, что, по словам г-на Остапковича, не дает промышленности в целом выйти по итогам 2016 г. на акцентированные позитивные темпы роста.
Среди крупных подотраслей обработки, по-видимому, сохранят по итогам текущего года свой лидирующий статус химическое производство и пищевая промышленность.
Результаты двух последних опросов Росстата показывают, что улучшаются настроения у руководителей нефтеперерабатывающих предприятий и компаний, занятых производством машин и оборудования.
Достаточно сложная ситуация из-за внешнеэкономической конъюнктуры складывается у металлургов. Скорее всего, не выйдут на результаты прошлого года производство электрооборудования и выпуск транспортных средств.
В хроническом спаде из-за просадки строительной отрасли находится производство стройматериалов. Данная подотрасль однозначно в текущем году не превзойдет и даже не повторит прошлогодних результатов.
Скорее всего, с положительным темпом роста в текущем году по сравнению с предыдущим завершит свою работу добывающая промышленность. Среди укрупненных добывающих подотраслей основным драйвером роста станет добыча нефти. При этом, видимо, до конца 2016 г. мировая цена на нефть сохранится в районе текущего диапазона, возможно, с небольшим фоновым ростом.
Третья укрупненная отрасль промышленности — производство и распределение электроэнергии, газа и воды — в силу своей малой доли в общем объеме добавленной стоимости индустрии вряд ли окажет большое влияние на общий индекс промышленного производства.
«Так жить нельзя», но существовать можно
«Стабильная стагнация» промышленности, по мнению аналитиков ЦКИ, может длиться долго. «В принципе экономическое развитие по модели „стабильная стагнация“ не несет для предпринимателей чрезмерных рисков, — полагает Г. Остапкович. — Да, при таком механизме функционирования практически исключено расширенное воспроизводство продукции, однако социальные индикаторы (фонд оплаты труда, численность занятых и др.) можно содержать в относительном постоянстве. И многие отечественные промышленные предприятия, работающие по данной схеме, и их руководители прекрасно себя чувствуют».
Однако «стабильная стагнация» промышленности не вписывается в основные параметры прогноза социально-экономического развития РФ, особенно его целевой сценарий. Он предполагает темпы прироста отечественной индустрии 1,7% в следующем году, 2,6% — в 2017-м и 3,2% — в 2018 г.
Для успешного развития экономики в целом и промышленности в том числе, по оценке ученых «Вышки», «стабильная стагнация» неприемлема, особенно когда передовые государства входят в цифровую эпоху с принципиально иным уровнем информатизации человеческой деятельности.
Для выхода российского ВВП на устойчивый рост — порядка 4% — компаниям необходимы прорывные инновации. Причем речь идет не только о технологических нововведениях, но, в первую очередь, об управлении, структурных преобразованиях, институциональных изменениях на законодательном уровне — превалировании разрешительных законов над запретительными и ограничительными.