Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев потребовал исключить возможность наживы за счет искусственно завышенных цен на лекарства, передает агентство ТАСС. Премьерский призыв звучит странно для экономиста, но призван ласкать слух большинства избирателей.
Премьер-министр РФ Д. Медведев на заседании Президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам в среду, 31 августа, говорил про цены на лекарства: «Нужно исключить возможность наживаться, играя на искусственно созданной разнице цен».
Что такое «искусственно созданная разница», премьер не пояснил. Однако со времен экономиста Адама Смита (1723—1790) известно, что каждый товар стоит столько, сколько за него дает покупатель. В случае с Д. Медведевым главный покупатель — государство. Премьер сказал, что объем госзакупок лекарств составляет более 300 млрд руб., что превышает треть всего фармацевтического рынка страны. Он добавил, пишет ТАСС, что «такие факты (искусственно созданной разницы цен. — «ЭЖ») до сих пор фиксируются».
Если судить по никем до сих не опровергнутой классической экономике А. Смита, то выходит, что покупатель-государство и есть создатель противной разницы цен. Тогда приходят мысли о коррупции, но об этом Д. Медведев не говорил даже тогда, когда указал, что необходимо создать механизмы, которые позволяли бы избежать большого разброса цен на лекарства, в том числе между российскими и зарубежными препаратами. Какие это могут быть механизмы, если не рыночные? Вспоминается один — государственное регулирование цен на товары, как было в СССР. Пожилые россияне могут припомнить, как это работало: в аптеках была преимущественно зеленка, врачи научились все болезни лечить парой лекарств, начиная с пургена.
Д. Медведев с удовлетворением констатировал, что в российских аптеках появляется все больше отечественных аналогов, которые оказываются дешевле зарубежных иногда в 2—2,5 раза. Он, правда, не рассказал, что эти лекарства преимущественно делаются из зарубежных компонентов, на зарубежных машинах и упаковываются закупленными за границей автоматами.
Скороговоркой премьер сказал о подделках: «Нельзя допускать, чтобы люди покупали некачественные или контрафактные лекарства, то есть подделки. Это прямая угроза жизни пациентов». Он потребовал использовать действенные меры контроля за продвижением таких товаров от производителя до потребителя. Какие именно меры? Кто и как будет контролировать? Не сказал.
Конкретно прозвучало одно предложение главы правительства: чтобы врачи выписывали не дорогие препараты, а дешевые. То есть исходили из цены, а не из эффективности.
Вот это понятно.