Приказом Минэкономразвития России от 25.12.2015 № 979 предусматривается так называемая реорганизация Всероссийской академии внешней торговли в форме присоединения к ней Федерального государственного бюджетного научно-исследовательского учреждения «Совет по изучению производительных сил» и Федерального бюджетного научного учреждения «Институт макроэкономических исследований» с потерей научными учреждениями статуса юридического лица. По сути, речь идет о полной реорганизации всей системы подведомственных Министерству федеральных бюджетных учреждений, а если называть вещи своими именами — то о ее разгроме. И в данном случае не важно, делается ли это с умыслом или по недомыслию.
Почему реорганизация подведомственных Минэкономразвития России организаций проходит в форме присоединения к Всероссийской Академии внешней торговли двух государственных научных учреждений, в том числе Института макроэкономических исследований? Каков народно-хозяйственный эффект присоединения многопрофильных научных учреждений к узкопрофильной образовательной организации?
Дело не в оптимизации расходов
Если уж министерство вдруг (об этом чуть позже) озаботилось реорганизацией подведомственных бюджетных структур, то куда логичнее, рациональнее и эффективнее выглядел бы вариант реорганизации на базе одного из названных научных учреждений. С другой стороны, в ведении Минэкономразвития России находится Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Высшие курсы иностранных языков (Центр) Министерства экономического развития Российской Федерации». Именно эти курсы логично было бы присоединить к Академии внешней торговли, однако они сохраняют свою самостоятельность. Очевидно, что дело тут совсем не в оптимизации управленческих расходов. Довольно странная оптимизация, шитая белыми нитками, не имеющая никакого отношения к экономии управленческих расходов и имеющая правовую, политическую и нравственную составляющие.
Академия внешней торговли является образовательным учреждением, профиль которого никоим образом не связан с функциями Минэкономразвития России. Функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования осуществляет Минобрнауки России. Подведомственная принадлежность Академии Минэкономразвития России — анахронизм, доставшийся ведомству в наследство от бывшего Министерства экономического развития и торговли РФ. В актуальной редакции Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации (действует с 10.01.2016) прямо зафиксировано, что это ведомство не осуществляет функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешней торговли (п. 1 Положения). Как известно, функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование внешнеторговой деятельности, отнесены к компетенции Минпромторга России (абз. 4 п. 1 Положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации).
Напротив, Институт макроэкономических исследований, являющийся прямым правопреемником Научно-исследовательского экономического института при Госплане СССР, изначально создавался как генератор идей для Госплана СССР/Минэкономразвития России. В настоящее время институт является одной из ведущих научных организаций страны в областях, прямо отнесенных к функциям Министерства экономического развития — выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, а также формирования межгосударственных и федеральных целевых программ (долгосрочных целевых программ), ведомственных целевых программ, разработки и реализации программ социально-экономического развития РФ. Данные направления научных исследований давно и плодотворно разрабатываются в НИЭИ и ИМЭИ как его прямом правопреемнике. Достаточно сказать, что еще в 1968 г. коллектив сотрудников НИЭИ получил Государственную премию СССР за разработку системы моделей баланса народного хозяйства и оптимизационных межотраслевых моделей, которые с успехом используются и в настоящее время.
Приказом Минэкономразвития России от 25.12.2015 № 979 предусматривается сохранение основных целей деятельности Академии — повторим, непрофильных для министерства. Для понимания этого очевидного факта достаточно ознакомиться с перечнем факультетов и кафедр Академии. В то же самое время не предусматривается никаких социальных гарантий научным работникам и гарантий сохранения целей деятельности научных организаций, выполняющих широкий спектр прикладных научных исследований по заказам Минэкономразвития России. В условиях, когда страна взяла давно ожидаемый и выстраданный курс на импортозамещение, подведомственная Минэкономразвития России непрофильная (как по сути, так и формально) Академия внешней торговли банально поглощает два научных учреждения, имеющих богатый опыт научного обеспечения деятельности министерства в сфере прогнозирования, стратегического планирования и программирования национальной экономики.
Смогут ли кадровые сотрудники научных учреждений продолжать свою деятельность в рамках новой организации с туманными перспективами? И речь ведь не об отдельных сотрудниках (незаменимых, как говорится, нет), а об устоявшихся научных коллективах со сложившейся структурой функций и рабочих взаимоотношений.
МЭР рискует остаться без научного сопровождения
Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений был утвержден постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 539. Возникает вполне резонный вопрос: почему Минэкономразвития России озаботилось реорганизацией подведомственных научных организаций именно сейчас, более пяти лет спустя, когда взят курс на импортозамещение, принят Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», утверждена новая Стратегия национальной безопасности Российской Федерации? Именно сейчас, когда требуется разработка свежих подходов и рекомендаций, научные коллективы отвлекаются от своих непосредственных обязанностей и втягиваются в формальности реорганизационных процедур и атмосферу неуверенности.
В конце концов, министры приходят и уходят, а федеральные органы исполнительной власти и возложенные на них функции остаются. Весьма вероятным и логичным выглядит сценарий со сменой учредителя Академии внешней торговли по результатам предстоящей административной реформы. Не исключено, что инициаторы реорганизации торопятся реализовать эту свою акцию до ее осуществления. В результате Минэкономразвития России рискует остаться вообще без подведомственных учреждений, обеспечивающих научное сопровождение его деятельности в сфере стратегического планирования и программирования. Попутно приказом министра от 15.02.2016 № 65 в целях «оптимизации» структуры центрального аппарата министерства ликвидирован Департамент стратегического развития. Сам текст приказа не опубликован, на сайте министерства размещено информационное сообщение.
В чем заключается интерес Минэкономразвития России как федерального органа исполнительной власти — большой вопрос. Впрочем, как известно, министр А. Улюкаев давно демонстрирует пренебрежительное отношение к стране, в которой он вынужден проживать, и даже выразил его в своем стихотворном обращении к сыну: «Езжай, мой сын, езжай отсель/На шарике найдешь теперь/Немало мест, где шаг вперед/Необязательно пятьсот/Шагов назад…» Пишет это, подчеркнем еще раз, министр экономического развития Российской Федерации.
Бенефициары и последствия
Очевидно, что непосредственным бенефициаром принятого решения является нынешнее руководство Академии внешней торговли и аффилированные лица. При любом сценарии развития событий, включая смену учредителя, сохраняются цели деятельности Академии, увеличивается объем бюджетного финансирования за счет средств поглощаемых научных учреждений с возможными массовыми сокращениями научных сотрудников, на баланс передаются новые объекты недвижимости в престижных районах Москвы. Единственно, что может беспокоить руководство Академии — выдержит ли такую нагрузку нынешний ректор Академии внешней торговли С. Синельников-Мурылев, совмещающий в настоящее время три высоких административных поста (ректор Академии внешней торговли, проректор РАНХиГС, научный руководитель Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара) и имеющий доходы, почти на треть превышающие доходы ректора самого престижного в мире Гарвардского университета и практически в четыре раза выше, чем у ректора МГУ им. М.В. Ломоносова. Такие кадры надо беречь. Правда, научные заслуги доктора наук, профессора, обладателя докторской степени Университета им. Пьера Мендеса Франса, Синельникова-Мурылева несколько скромнее — на 167 его публикаций (в основном это — оперативный мониторинг текущей ситуации, который трудно назвать научной работой), включенных в Российский индекс научного цитирования, приходится аж 254 соавтора.
Решение о реорганизации подведомственных учреждений принималось внутриведомственной Комиссией по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации, находящейся в ведении Минэкономразвития России. Оценивала ли эта комиссия все риски принимаемого решения и готовы ли ее члены принять на себя и нести всю полноту персональной ответственности за его последствия?
Ссылки на доходы:
http://nonerg-econ.ru/cat/6/46/
http://обрнадзор.рф/вдействии/рейтингдоходов/
http://обрнадзор.рф/вдействии/рейтинг-доходов-2015/
Ссылка на приказ Минэкономразвития об оптимизации
http://economy.gov.ru/minec/press/news/2016160201
Ссылка на РИНЦ
http://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=435893&show_refs=1