С 3 сентября вступает в силу постановление Правительства РФ, которым устанавливается применение риск-ориентированного подхода при проведении трех видов государственного контроля (надзора): пожарного, эпидемиологического и в сфере связи. Эти изменения можно назвать «пробным» шаром в организации проверок бизнеса, поскольку по общему правилу риск-ориентированный подход начнет применяться лишь с 1 января 2018 г. Однако у правительства есть полномочия сделать это раньше.
Применение риск-ориентированного подхода, который направлен на снижение административной нагрузки на бизнес, с одной стороны, и сокращение бюджетных расходов на проведение контроля и надзора, с другой, с июля 2015 г. задекларировано в ст. 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ, см. подробнее о поправках «ЭЖ», 2016, № 13, с. 09).
Риск-ориентированный подход начнут применять немного раньше срока
Применять риск-ориентированный подход начнут с 1 января 2018 г., однако Правительство РФ вправе определить отдельные виды государственного контроля (надзора), которые с применением риск-ориентированного подхода могут осуществляться до этой даты (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 13.07.2015 № 246-ФЗ). Такие исключения из общего правила определены постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее — Постановление), которое вступит в силу 3 сентября 2016 г. (опубликовано на портале www.pravo.gov.ru 26 августа).
В соответствии с Постановлением, риск-ориентированный подход будет применяться при проведении трех видов государственного контроля (надзора): федерального государственного пожарного надзора, федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области связи. Однако Минтруду России рекомендовано в трехмесячный срок со дня вступления Постановления в силу (п. 3 Постановления) внести в Правительство РФ проект акта о включении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства в перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода. Потому есть основания предполагать, что видов государственного контроля (надзора), которые проводятся на основании риск-ориентированного подхода, скоро станет больше.
Постановлением также установлены субъекты, проверять которые будут в привычном порядке независимо от присвоенной категории риска (класса опасности). Речь идет об организациях и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Плановые проверки данных субъектов будут по-прежнему проводиться два и более раза в три года (п. 15 Постановления, ч. 9 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).
Класс опасности определят на основе статистики о нарушениях подконтрольного субъекта
Постановлением утверждены Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности. Так, для каждого из видов контроля (надзора) будут применяться от трех до шести категорий риска, или классов опасности (см. таблицу). Категории риска (классы опасности) будут присваиваться как компаниям или индивидуальным предпринимателям в целом, так и отдельным производственным объектам, используемым ими. Каждый вид контроля может включать от трех до шести категорий риска (классов опасности), которые будут устанавливаться положениями о конкретном виде контроля или надзора (п. 3, 4 Постановления).
Определенная категория риска будет присваиваться субъекту или объекту с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения требований закона и иных нормативных актов, а также вероятности несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований (п. 6 Постановления). Класс опасности будет зависеть от тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований (п. 7 Постановления). В первом случае (при назначении категории риска) будет оцениваться характер объекта и деятельности в целом, выявляться возможная степень тяжести потенциальных случаев причинения вреда и (или) возможной частоты возникновения и масштаба распространения потенциальных негативных последствий в рамках подобных случаев причинения вреда и (или) с учетом трудности преодоления возникших в их результате негативных последствий. Во втором случае (при назначении степени опасности) во внимание будет приниматься информация о результатах ранее проведенных проверок юридического лица или индивидуального предпринимателя и назначенных административных наказаниях за нарушение обязательных требований. То есть, проще говоря, категория риска характеризует опасность вида деятельности или объекта как такового, кому бы он ни принадлежал, а класс опасности — «личный» риск нарушений со стороны компании или предпринимателя.
Если объект контроля будет подпадать под несколько классов опасности (категорий риска), то его отнесут к более высокому классу или категории (п. 10 Постановления). Объекты, которым классы или категории не присвоены, будут считаться отнесенными к низшему для данного вида контроля классу или категории.
Организация или предприниматель вправе обратиться в орган, уполномоченный на проведение соответствующего вида контроля (надзора) за информацией о присвоенных им или принадлежащим им объектам категории риска и класса опасности. В срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты поступления такого запроса, госорган обязан направить ответ, в котором в том числе сообщить сведения, использованные при отнесении деятельности компании (предпринимателя) и (или) используемых производственных объектов к определенным категориям риска или определенному классу опасности (п. 13 Постановления).
Кроме того, компания или предприниматель, которым или объектам которых уже присвоена категория риска (класс опасности), вправе обратиться с заявлением об изменении этого класса или категории, приложив к нему подтверждающие документы (п. 17—19 Постановления). Орган контроля (надзора) в течение 15 рабочих дней со дня получения заявления оценивает представленные заявителем, а также имеющиеся в распоряжении контрольного (надзорного) органа документы и сведения и принимает решение об удовлетворении заявления и изменении категории риска или класса опасности объекта государственного контроля (надзора) либо об отказе в этом. В течение трех рабочих дней со дня принятия решения орган извещает о принятом решении заявителя, а тот вправе обжаловать данное решение в суд (п. 20—22 Постановления).
Изменятся и положения о проведении отдельных видов надзора. В частности, Положением о федеральном государственном пожарном надзоре (утв. постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290, в ред. от 03.09.2016) будет предусмотрено пять категорий риска (п. 21). Плановые проверки объектов с категорией высокого риска проводятся один раз в три года, с категорией значительного риска — один раз в четыре года, с категорией среднего риска — не чаще чем один раз в семь лет), с категорией умеренного риска — не чаще чем один раз в десять лет, с категорией низкого риска — проверки не проводятся.
В Положении о федеральном государственном надзоре в области связи (утв. постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 № 476, в ред. от 03.09.2016) выделено четыре категории риска. Категория значительного риска предполагает плановые проверки один раз в три года, категория среднего риска — не чаще, чем один раз в три года, категория умеренного риска — не чаще чем один раз в пять лет), для объектов категории низкого риска проведения плановых проверок не будет (п. 18).
Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре (утв. постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 № 476 в ред. от 03.09.2016) предусматривает шесть категорий риска. Объекты защиты категории чрезвычайно высокого риска, высокого риска или значительного риска будут проверять раз в год, раз в два года или раз в три года соответственно. Категория среднего риска предполагает проверки не чаще одного раза в четыре года, умеренного риска — не чаще одного раза в шесть лет. Проверки объектов с категорией низкого риска не проводятся (п. 20).
Частота проверок при различных категориях риска (классах опасности)
Категории риска |
Классы (категории) опасности |
Особенности осуществления мероприятий по контролю |
---|---|---|
Чрезвычайно высокий риск |
1 класс |
Плановая проверка проводится один раз в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора) |
Высокий риск |
2 класс |
|
Значительный риск |
3 класс |
|
Средний риск |
4 класс |
Плановая проверка проводится не чаще одного раза в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора) |
Умеренный риск |
5 класс |
|
Низкий риск |
6 класс |
Плановые проверки не проводятся |