Около 47% россиян считают основной проблемой отечественного здравоохранения низкую квалификацию врачей.
Опрос, который недавно провёл ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения), показал, что 39% опрошенных также говорят о недостаточном оснащении медучреждений современным оборудованием. Ещё 30% отметили недостаточные объёмы финансирования отрасли в целом, а 15% переживают по поводу недоступности медицинской помощи для населения. Ну и 5% винят страховые компании, предоставляющие полисы ОМС. При этом 35% сами или на примере близких сталкивались с врачебными ошибками (11% — менее 11 месяцев назад). Лишь 5% обращались в страховую компанию в связи с некачественной помощью, а 30% предпочитали это не делать. Эксперты говорят о низкой информированности населения о правах в рамках закона об обязательном медицинском страховании (ОМС). О своих правах осведомлены только 14%, 63% имели общие представления, а 22% вообще ничего не знали.
«Такие данные — это поле для манипуляций, — убеждён президент Лиги защиты прав пациентов Александр Саверский. — Стоит вспомнить, какие цифры озвучивала в своём докладе министр здравоохранения Вероника Скворцова президенту Путину. По её данным, медицине доверяет свыше 50% россиян. Тогда как опросы «Левада-центра» (некоммерческая организация выполняет функции иностранного агента) говорят о том, что таких довольных в два, если не в три раза меньше. У ВЦИОМа — третий результат».
Опрос ВЦИОМ показал, что большинство россиян раздражают качественный уровень медицинских услуг и непрофессионализм врачей в государственных поликлиниках. При этом четверть россиян (25%) занимается самолечением, не доверяя врачам. Что любопытно — самолечением предпочитает заниматься молодёжь. При этом чаще остальных себя ощущают здоровыми молодые люди мужского пола из Москвы и Петербурга с хорошим материальным положением и высшим образованием.
Но всё же 60% людей в случае болезни идут в государственные поликлиники и больницы. Платная медицина становится предметом выбора для 8%, а народные целители — для 1%. В свою очередь 4% вообще пускают всё на самотёк.
«Мне кажется, многие из тех, кто говорит, что знает о своих правах, на самом деле знают о тех, которые были гарантированы, образно говоря, в 1977 г., и пребывают в уверенности, что с тех пор ничего особо не изменилось», — предполагает гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв.
«Плохие врачи, низкое качество медицинских услуг в целом, низкий уровень профессиональной подготовки врачей и недостаточная оснащённость учреждений современным оборудованием, — говорит глава ВЦИОМа Валерий Фёдоров. — Вот диагностика проблем нашей системы здравоохранения с точки зрения пользователя. Согласно данным опроса, почти 40% россиян сталкивались с невозможностью попасть к специалисту из-за очередей, с грубостью и хамством медсестёр и врачей, ошибками в диагнозах и неверно назначенным лечением. Чуть меньше жалоб — на отсутствие в больницах необходимых лекарств и оборудования».
Всероссийский опрос ВЦИОМ проводился среди взрослого населения страны (18 лет и старше) по заказу Центра социального проектирования «Платформа» 31 августа — 3 сентября 2016 г. В нём приняли участие 1200 респондентов, проживающих в девяти федеральных округах. О наличии персонального опыта пользования полисом ОМС сообщили 77% участников опроса, за последний год медицинскую помощь по ОМС получили 57%. Чаще других данной услугой пользуются женщины и граждане с плохим материальным положением. А 18% респондентов вообще никогда не обращались в медучреждения по полису ОМС. Ещё 35% лично или на примере близких сталкивалась с врачебными ошибками — каждый седьмой обратился в страховую компанию с жалобой на некачественно оказанную услугу, тогда как 30% предпочли этого не делать.
То, что за защиту прав пациентов должна отвечать страховая компания, выдавшая полис ОМС, считают 50% респондентов. Такое мнение разделяют как те, кто применяет полис ОМС, так и те, кто его не использует или заявляет о его отсутствии. И 16% возлагают эту ответственность на федеральный Минздрав, 10% — на региональное министерство, 4% — на самих пациентов.
В поддержку созданного в июле 2016 г. в системе ОМС института страховых представителей высказались 82% опрошенных. Однако их эффективность с точки зрения повышения уровня предоставляемых медицинских услуг респонденты пока оценивают с осторожностью: 50% считают, что это решение не повлияет на качество предоставляемой в рамках ОМС медпомощи. В то же время те, кто считает, что ситуация изменится, скорее ожидают позитивных перемен (34%), нежели негативных (2%).
О правах пациента, прописанных в федеральном законе об ОМС осведомлены 69%. (хорошо — 15%, имеют общее представление — 54%). А 29% оказались незнакомы с реальным перечнем прав и услуг. Почти 40% россиян хоть раз становились жертвами врачебных ошибок. Каждый пятый обращался за помощью в страховую компанию из-за неверного диагноза или халатности, 31% этого никогда не делал. «Нужно расширить полномочия страховых медицинских организаций, выдающих медполисы, но при этом усилить контроль государства за ними», — считает ведущий научный сотрудник Центра финансов здравоохранения НИФИ Минфина России Любовь Мельникова.
А председатель исполнительного комитета Межрегионального общественного движения «Движение против рака» Николай Дронов призывает развести системы ОМС и добровольного медстрахования (ДМС), чтобы они не дублировали, а дополняли одна другую. В идеале это дало бы при покупке полиса ДМС скидки по ОМС.