К началу нынешнего года общий объем инвестиций в блокчейн-стартапы, по подсчетам Goldman Sachs, достиг порядка 1 млрд долл. По перспективам, масштабам развития и влиянию на человечество технологию сравнивают с открытием интернета. Один из таких стартапов развивает компания SITA — мировой лидер в области информационных и телекоммуникационных систем для авиатранспортной отрасли. Речь о создании единого идентификатора личности.
До недавнего времени блокчейн ассоциировался с биткойном, с возможностью создавать приложения, позволяющие пересылать деньги без банковского посредничества, то есть бесплатно, выпускать собственные акции, облигации и другие ценные бумаги, проводить опросы и честные голосования. Теперь технология находит применение в разных сферах, где требуется идентификация личности и защита от мошенничества. Глава Сбербанка Герман Греф уверен, что блокчейн «перевернет все индустрии без исключения, от сельского хозяйства и заканчивая банками, и, к несчастью, государственные органы тоже». Переворот этот в том, прежде всего, что при использовании новой технологии не требуются никакие начальники. Стартапы по использованию блокчейна растут как грибы после летнего дождя. Похоже, что мы вступаем в новую реальность, как вошли уже в цифровую эпоху и поголовно обзавелись смартфонами.
Платформа комфорта
Один из стартапов развивает компания SITA. Речь о создании единого идентификатора личности. Работа ведется над созданием принципиально новой концепции цифровой идентификации пассажиров Travel Identity of the Future, предполагающей использование криптотехнологии блокчейн (цепочки блоков транзакций) для защищенного биометрического подтверждения личности пассажира на протяжении всей поездки, в том числе международной. Это, по мнению представителей компании, позволит избавиться от необходимости многих документов для путешествия и от передачи пассажирами своих персональных данных другим лицам.
Проще говоря, паспорта становятся анахронизмом, как и все прочие бумаги, на выдаче/невыдаче которых успешно кормится армия бюрократов, а проверка которых становится порой для полиции эффективной подменой реальной работы по борьбе с преступностью и терроризмом.
Судя по заявлению SITA, процесс создания «принципиально новой концепции» пока находится в зародышевом состоянии. «Научно-исследовательское подразделение SITA Lab в настоящее время изучает, насколько виртуальные или цифровые паспорта, представляющие собой установленные на мобильных и носимых устройствах идентификационные коды, смогут упростить проверку документов пассажиров, уменьшить ее стоимость, а также снизить риск ошибки на этом этапе», — говорится в разосланном сообщении.
«Мы стремимся создать возможности для простого и безопасного путешествия пассажиров, пересекающих государственные границы. На сегодняшний день имеющиеся у нас технологии позволяют решить эту задачу во многих аэропортах мира, в том числе в сотрудничестве с более чем 30 государственными пограничными службами. Однако современные компьютерные системы создают множество путей обмена информацией между различными учреждениями и формируют несколько ступеней проверки, что затрудняет появление единой глобальной системы данных. С появлением технологии блокчейн мы можем выйти на совершенно новый способ использования биометрической информации, которая становится доступной при прохождении любой государственной границы и во всех аэропортах. При этом не будет необходимости запрашивать дополнительные данные пассажиров у соответствующих правительственных служб», — говорит технический директор компании SITA Джим Питерс.
Что планируют
В основе идеи инновационной концепции SITA лежит создание идентификационных кодов для мобильных телефонов, открывающих доступ к зашифрованным биометрическим и другим персональным данным пассажиров. Уполномоченному сотруднику для идентификации пассажира достаточно будет сделать фотографию лица путешественника и отсканировать код на его мобильном устройстве. Страна, в которую прибывает путешественник, не имеет значения. Более того, для проверки личности пассажира нет необходимости хранить его биометрическую информацию в базах данных всех стран. SITA Lab работает над реализацией этой концепции совместно с компанией ShoCard, специализирующейся на использовании технологии блокчейн.
Основатель и генеральный директор компании ShoCard Армин Эбрагими утверждает, что «система ShoCard совершила цифровую революцию, когда открыла для третьей стороны возможность получения проверенной надежной информации, позволяющей идентифицировать личность человека. Сегодня мы видим, что наша платформа, построенная с использованием технологии блокчейн, в сочетании с уникальными решениями SITA для предприятий воздушного транспорта и пограничных служб позволяет повысить комфорт авиапассажиров при пересечении границы, причем без снижения уровня контроля».
Как с безопасностью
Существование криптовалюты на основе блокчейна показало, что за все годы не было даже попыток хакеров ее атаковать, ведь данные не хранятся на каком-то одном компьютере или в одном центре, а распределены на миллионах устройств. Нет никаких ответственных товарищей, которых можно купить или запугать, а атаковать сразу все человечество пока не удается.
По мнению Д. Питерса, технология блокчейн коренным образом изменила подход к разработке компьютерных систем. Он поясняет: «Мы теперь можем создавать децентрализованные глобальные базы данных, защищенные от взлома. Точнее, поскольку вся информация хранится в зашифрованном виде, взлом и похищение этих данных просто бессмысленны. Подделать тоже ничего нельзя, поскольку суть технологии блокчейн заключается как раз в отслеживании и документировании всей цепочки изменений, которые происходят с исходными данными. SITA Lab сейчас изучает, как авиакомпании, аэропорты и правительственные учреждения могут воспользоваться особенностями протоколов, составленных на основе блокчейн, надежно защищающей информацию. Но пока еще рано говорить о внедрении этой технологии в больших масштабах».
Специалисты SITA в настоящее время занимаются созданием универсального единого идентификатора пассажира, который мог бы быть использован на любом пограничном контроле в любом аэропорту мира. Технология блокчейн обеспечивает безопасность конфиденциальных данных о пассажирах. Считается, что они зашифрованы, защищены от несанкционированного доступа и непригодны для использования в любых других целях. В то же время эта технология позволяет отказаться от необходимости учреждения глобальной административной структуры, которая бы владела правами на идентификационную информацию, управляла и хранила все данные. Благодаря тому, что распределенный журнал транзакций в рамках технологии блокчейн не может быть подделан или уничтожен, источник информации и история записи данных могут проверяться всеми пользователями.
«Это совершенно новый способ работы, — говорит Д. Питерс, — но, в конечном счете, блокчейн — это просто база данных, где операции регистрируются и подтверждаются анонимно. Используется ли эта технология для валютных операций или для сферы воздушных перевозок — это просто распределенная запись событий (транзакций), доступ к которой имеют несколько участников. Но самое главное, как только информация введена, она уже не может быть подделана, поскольку все изменения тоже фиксируются. Другие весомые преимущества — неприкосновенность частной жизни и безопасность».
Однако не все специалисты единодушны в универсальности новой технологии. По мнению директора Consult Hyperion Дэвида Бёрча, блокчейн позволяет проверять виртуальные идентификационные данные, но не хранить их. Бёрч отмечает, что нам нужно управлять своими цифровыми идентификационными данными. Это можно реализовать не в блокчейне, а в распределенном реестре. Именно поэтому разговоры о том, что блокчейн решит все проблемы, зачастую вызывают неприятие у экспертов.
Следовательно, имеется конкурентный ряд устойчивых инструментов цифровой идентификации, которые были бы полезны и для обычных пользователей, и для финансовых учреждений, и для общества в целом.
Такая позиция отдельных коллег не останавливает инвестиции SITA в разработки, осуществляемые в интересах авиатранспортного сообщества. Идентификация пассажиров в аэропорту, обеспечивающая надежный и быстрый контроль пассажиропотока, — это одна из пяти научно-исследовательских программ, которые компания SITA запустила для решения наиболее острых проблем авиаиндустрии. В число других четырех программ вошли отслеживание багажа в соответствии с требованиями Резолюции № 753 Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA); поддержка работы новой системы продаж перевозок NDC IATA; предупреждение нарушений на воздушном транспорте; повышение информационной безопасности в авиаиндустрии.
К сведению
Блокчейн, цепочка блоков — технология, на которой построена и работает система электронных денег (биткойн) и ее аналоги. Возможности этой технологии не ограничены криптовалютой, и сейчас блокчейн изучают крупнейшие корпорации и целые государства. Идея блокчейн максимально проста — это огромная база данных общего пользования, которая функционирует без централизованного руководства. И без каких-либо посредников. Блокчейн не имеет центрального органа, поэтому транзакции проверяются всеми участниками системы. Программный код сети открыт, и любой может обратиться к нему, но личность и другая персональная информация остаются тайной. Все, что видят создатели блоков, — данные по каждой конкретной операции. Эта технология делает ненужным контроль банков, госорганов, аудиторов, контролеров, страховых компаний или регистраторов.
РБК приводит пример, как будет работать новая технология
Заполнив анкету, вы получаете на электронную почту письмо со ссылкой, которая активирует видеочат. На экране загораются задачи: озвучить СМС-сообщение, которое пришло на телефон после начала сеанса, представиться и прочитать заявление с просьбой подключиться к платежной системе. Затем вас просят показать паспорт или права, и сеанс заканчивается. Видео автоматически фиксируется в блокчейне — децентрализованной базе данных, архитектура которой исключает внесение изменений в уже записанную информацию. Так будет выглядеть процедура идентификации бизнесменов, которые хотят подключить предприятия к платежной системе Pay-me.