Правительство РФ предложило расширить возможности кредитных организаций, имеющих лицензии на осуществление операций со средствами в иностранной валюте, отказывать в совершении валютных операций, которые, по их мнению, противоречат положениям закона и иных нормативных актов. Кроме того, планируется конкретизировать административную ответственность за совершение валютных нарушений для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей.
Правительство РФ на днях внесло на рассмотрение нижней палаты парламента законопроект № 1166026-6 «О внесении изменений в статью 23 Федерального закона „О валютном регулировании и валютном контроле“ и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — законопроект), обсуждать который предстоит уже депутатам Госдумы седьмого созыва. Авторы законопроекта планируют расширить возможности уполномоченных банков в борьбе с валютными правонарушениями, а также внести корректировки в санкции за совершение административных правонарушений в этой сфере. Специального переходного периода вступления в силу в законопроекте не предусмотрено, поэтому в случае его принятия закон должен будет вступить в силу в общем порядке — по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Целью предлагаемых изменений является устранение условий, способствующих нарушениям в сфере валютного регулирования.
Банк сможет отказать в осуществлении любой незаконной валютной операции
Действующая редакция Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон о валютном регулировании) дает банкам право отказать в осуществлении валютной операции только в одном случае: если клиент не представил документы, требуемые на основании Закона о валютном регулировании либо представил недостоверные документы (абз. 4 ч. 4 ст. 23 Закона о валютном регулировании). Перечень необходимых документов установлен тем же законом (ч. 3 ст. 23) и является исчерпывающим.
Кроме того, ч. 5.2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон № 115-ФЗ) дает уполномоченному банку право отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом, иностранной структурой без образования юридического лица в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации при наличии подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Кредитная организация также вправе расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении в связи с наличием подозрения, что эта операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (ч. 5.2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ).
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что такое законодательное регулирование позволяет банкам отказать в проведении операций, совершаемых в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, однако не позволяет избежать проведения операций, противоречащих положениям валютного законодательства, если они соответствуют необходимым формальным признакам (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 06.09.2010 по делу № А75-1923/2010).
Законопроектом предусмотрено право уполномоченного банка отказать в осуществлении валютной операции, если она противоречит требованиям валютного законодательства РФ, со ссылкой на соответствующее положение акта валютного законодательства РФ, которому осуществление такой операции противоречит (абз. 4 ч. 5 ст. 23 Закона о валютном регулировании в ред. законопроекта). В какой форме будет оформляться такой отказ, в законопроекте не сказано.
Штрафы для предпринимателей и должностных лиц разделят
Законопроект содержит поправки в несколько норм КоАП РФ, которые касаются административной ответственности за совершение валютных правонарушений. В частности, речь идет о ч. 4 ст. 15.25 «Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования», которая устанавливает ответственность за невозврат валютной выручки. Заметим, что в эту норму не так давно были внесены изменения Федеральным законом от 29.06.2015 № 181-ФЗ, который расширил диспозицию нормы.
Так, сейчас к ответственности за неполучение на счета в российских банках валютной выручки привлекаются должностные лица и организации. Причем в соответствии с п. 1 примечания к ст. 15.25 КоАП РФ, к ответственности за данное нарушение в качестве должностных лиц могут привлекаться только индивидуальные предприниматели. Законопроектом предлагается расширить круг субъектов правонарушения, включив в него отдельно индивидуальных предпринимателей и должностных лиц.
Также предлагается внести изменения и в санкции ч. 1 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность за совершение незаконных валютных операций. Сейчас к ответственности на основании этих норм привлекаются граждане, организации и должностные лица, под которыми сейчас понимаются и индивидуальные предприниматели. После принятия законопроекта к субъектом добавятся индивидуальные предприниматели.
Помимо того, что под должностными лицами больше не будут подразумеваться граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, такие субъекты «получат» и особые вид и меру ответственности. Размер административных штрафов за правонарушения, предусмотренные ч. 1, 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ для ИП составит от 4000 до 5000 руб., а в случае повторного совершения одного из указанных нарушений должностное лицо смогут подвергнуть дисквалификации на срок от шести месяцев до трех лет (ч. 5.1 ст. 15.25 КоАП РФ в ред. законопроекта).
Привлечение к ответственности лишь предпринимателей (в соотв. с п. 1 примечания к ст. 15.25 КоАП РФ) не препятствует недобросовестным лицам становиться учредителями новых юридических лиц, создаваемых для совершения противоправных действий. Предполагается, что предлагаемые изменения позволят пресечь возможность создания одними и теми же лицами неограниченного количества юридических лиц для осуществления противоправной деятельности, поскольку расширение понятия должностного лица позволит привлекать к ответственности руководителей организаций. Кроме того, это даст возможность органам или должностным лицам передавать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1, 4 и 5 ст. 15.25 КоАП, совершенных должностными лицами повторно, на рассмотрение судье, так как административное наказание в виде дисквалификации вправе назначить лишь суд (ч. 1 ст. 3.11 КоАП РФ).