Возврат поставщику некачественного товара всегда несет для бухгалтера дополнительные заботы: надо и документы правильно оформить, и с налогами разобраться. Но если недостатки были обнаружены в импортном товаре, количество таких забот увеличивается многократно — ведь предстоит еще организовать вывоз товара за пределы РФ.
Специалисты по тайм-менеджменту и организации бизнес-процессов рекомендуют все глобальные и кажущиеся неподъемными задачи разделять на более простые и понятные. Так их решение оказывается более прогнозируемым и быстрым. Подобный метод решения сложных задач получил название «метод швейцарского сыра», поскольку в большой задаче как бы выгрызаются дырки в виде маленьких подзадач, как в сыре.
Именно такой метод мы сегодня и применим к ситуации, когда бухгалтеру необходимо оформить возврат некачественного товара, полученного организацией из-за границы. Эту глобальную задачу можно разделить на несколько подзадач: взаимоотношения с таможней в связи с фактическим перемещением этого товара за пределы РФ, налогообложение самого факта возврата и вывоза бракованного товара за пределы РФ и, наконец, решение вопроса с налогами, ранее уплаченными при ввозе товара, оказавшегося некондиционным. И отдельную подзадачу составит ситуация, когда товар был ввезен из страны — участницы Договора о Евразийском экономическом союзе, с которой действует особый порядок таможенного оформления и уплаты таможенных платежей, в том числе НДС. Остановимся на каждой из этих подзадач детальнее.
Экспорт или реэкспорт?
С точки зрения таможенных правил российский покупатель, выступавший в роли импортера при получении товара, возвращая его даже в связи с обнаружением брака, все равно осуществляет вывоз товара с территории РФ. А значит, эта операция должна проводиться в определенном таможенном режиме. Этот режим в свою очередь определяет состав документов, которые необходимо предъявить на таможне при фактическом перемещении товара через границу, а также влияет на режим налогообложения. Причем как самой операции по вывозу, так и в части налогов и сборов, уплаченных при ввозе товара, который оказался бракованным.
По таможенному законодательству вывоз товара (в том числе бракованного) с таможенной территории Российской Федерации может проходить в двух таможенных режимах — экспорта и реэкспорта. Основное их различие с точки зрения Таможенного кодекса Таможенного союза состоит в следующем. Таможенный режим экспорта, исходя из ст. 212 ТК ТС, предназначен для вывоза товаров, которые изначально произведены на территории Таможенного союза (проще говоря, являются российскими изначально). Также этот режим применим в отношении ранее ввезенных товаров, но которые были оформлены и выпущены в свободное обращение (то есть потеряли статус иностранных) с уплатой всех необходимых таможенных платежей.
В режиме же реэкспорта, как следует из ст. 296 ТК ТС, вывозятся именно иностранные товары, то есть не прошедшие таможенного оформления. К примеру, этот режим применяется, если получатель, принимая партию товара у перевозчика во внутренней таможне, выявил брак. В этом случае, не начиная процедуры оформления, товар вывозят за пределы таможенной территории РФ именно в режиме реэкспорта.
А если брак (как это чаще всего и бывает) выявлен уже после таможенного оформления товара и получения его покупателем? Какой режим применить? Так, в ст. 297 ТК ТС указано: под таможенную процедуру реэкспорта также можно поместить товары, к которым ранее была применена таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления, в случае их возврата по причине неисполнения условий внешнеэкономической сделки (в том числе по количеству, качеству, описанию или упаковке). То есть в рассматриваемой нами ситуации (когда брак выявлен уже после прохождения товаром таможни) тоже возможно применение режима реэкспорта для вывоза некондиционного товара.
Но для этого должны выполняться следующие условия. Первое — со дня, следующего за днем выпуска товара для внутреннего потребления, прошло менее года (абз. 2 п. 2 ст. 297 ТК ТС). На практике этот срок отсчитывается со дня проставления отметки таможней на «ввозной» таможенной декларации о том, что выпуск разрешен.
Второе условие — товары не должны были использоваться и ремонтироваться на таможенной территории Таможенного союза (абз. 4 п. 2 ст. 297 ТК ТС). Исключение составляют случаи, когда использование товаров было необходимо для обнаружения брака. Соответственно, если у вас именно такая ситуация (брак не мог быть выявлен ранее начала использования товара), можно рекомендовать сделать об этом специальную отметку в акте, фиксирующем обнаруженные дефекты товара.
Третье условие — таможенный орган должен иметь возможность идентифицировать товар. При кажущейся простоте именно это условие в реальной жизни чаще всего и является препятствием для реэкспорта. Особенно когда речь идет о ввозе больших партий однотипных товаров, предназначенных для дальнейшей перепродажи (игрушки, бижутерия, канцелярские принадлежности и т.п.). Ведь в таком случае при ввозе товаров документы составляются на всю партию в целом. И для таможенных целей идентифицируется не каждый товар в отдельности, а именно партия товаров в определенном количестве.
Но при выявлении брака в этой партии возврату подлежит не весь ввезенный товар (не вся партия), а только часть. И здесь таможня зачастую занимает формально-бюрократическую позицию и, ссылаясь на п. 2 ст. 297 ТК ТС, настаивает на идентификации каждого возвращаемого товара, входившего ранее во ввезенную партию, что делает таможенную процедуру реэкспорта практически нереальной (о том, как поступить в подобных ситуациях, мы поговорим чуть позже).
В абзаце 3 п. 2 ст. 297 ТК ТС названо и четвертое условие для применения в рассматриваемой нами ситуации процедуры реэкспорта. Но это условие носит уже технический характер — определяет, какой именно пакет документов необходимо будет представить на таможне. В частности, в него включаются документы, содержащие информацию об обстоятельствах ввоза товаров (это документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки), о том, что эти товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, а также о том, использовались или нет эти товары после помещения под данную процедуру. Наконец, понадобится документ, подтверждающий факт брака.
Товар сдан за рубеж: что с налогами?
Очевидно, что, как и при ввозе товара, при его вывозе выбранный организацией таможенный режим будет влиять на порядок налогообложения. Сразу скажем, что с точки зрения налогообложения наиболее комфортным для организации является режим реэкспорта.
Так, в этом случае при вывозе товара за пределы таможенной территории РФ НДС не уплачивается в силу прямого указания подп. 2 п. 2 ст. 151 НК РФ. Напомним, что согласно этой норме Кодекса при вывозе товаров за пределы территории РФ в таможенной процедуре реэкспорта налог не уплачивается, а уплаченные при ввозе на территорию РФ суммы налога возвращаются налогоплательщику в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле.
Но, как мы помним, вопрос об уплате налогов при вывозе товара — это лишь часть всей «налоговой головоломки», которая возникает в рассматриваемом случае. Ведь при ввозе в Россию товара, в том числе и того, который потом оказался некондиционным, на таможне был уплачен НДС. Более того, в большинстве случаев к моменту обратного пересечения границы бракованным товаром этот налог уже принят организацией к вычету.
С этими суммами также предстоит разобраться. Во-первых, нужно помнить, что НДС, уплаченный при ввозе товара на территорию РФ, так же как и обычный «внутренний» НДС, принимается к вычету. Поэтому первым делом организации, осуществившей вывоз бракованного товара в режиме реэкспорта, предстоит этот налог восстановить.
Связано это с тем, что для вычета НДС, уплаченного на таможне при ввозе товара, в п. 2 ст. 171 НК РФ установлены ровно те же условия, что и для обычных «внутренних» вычетов. Право на вычет «таможенного» НДС есть только в отношении товаров, приобретаемых для перепродажи или для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения.
Вывоз товаров с территории РФ в таможенной процедуре реэкспорта в ст. 146 НК РФ не поименован. Следовательно, такая операция не признается объектом налогообложения по НДС. Соответственно, после реэкспорта проведенный вычет становится необоснованным. И сумма налога подлежит восстановлению (см., например, письмо Минфина России от 22.10.2013 № 03-07-08/44105). Сделать это надо в том налоговом периоде, в котором, согласно таможенным документам, осуществлен реэкспорт, так как именно в этот момент товары начинают использоваться в операциях, не признаваемых объектом налогообложения по НДС (абз. 4 подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).
Итак, принятый к вычету налог нужно восстановить в периоде вывоза в режиме реэкспорта. Но одновременно в момент реэкспорта суммы НДС, уплаченные на таможне при ввозе товара, который впоследствии оказался бракованным, становятся излишне уплаченными. Подтверждает это и формулировка ст. 296 ТК ТС, где прямо указано, что товары, помещенные под таможенную процедуру реэкспорта, вывозятся с территории России с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин и налогов.
Переплата по НДС возвращается организации по правилам, установленным таможенным законодательством. Это следует из подп. 2 п. 2 ст. 151 НК РФ. Правила эти заключаются в следующем. После вывоза товара с территории Таможенного союза налогоплательщик будет располагать официальным документом — таможенной декларацией, подтверждающей реэкспорт. Этот документ, а также заявление организации и документы, подтверждающие уплату налога при ввозе товара, и будут основанием для возврата или зачета таможенными органами сумм НДС (ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», далее — Закон № 311-ФЗ). Налог возвращается в течение месяца после представления указанных документов. Обратиться в таможенный орган за возвратом «таможенного» НДС, так же как и в случае с другими налогами, можно в течение трех лет с момента уплаты (п. 1 ст. 147 Закона № 311-ФЗ). При этом прямо предусмотрена возможность повторного обращения, если таможенники вернули заявление из-за непредставления того или иного подтверждающего документа (п. 4 ст. 147 Закона № 311-ФЗ).
Неподтвержденный режим
Как уже отмечалось, зачастую на практике организации при необходимости вывезти за границу бракованный товар сталкиваются с ситуацией, когда таможенную процедуру реэкспорта применить не получается по объективным обстоятельствам: нет нужных документов либо получен отказ от таможенных органов.
В таком случае (поскольку бракованный товар по условиям договора все же нужно вернуть поставщику) ничего не остается, как применить для вывоза таможенный режим экспорта. Означает ли это, что организация автоматически становится экспортером, подпадает под действие ст. 165 НК РФ и обязана собирать подтверждающие экспорт документы, подавать декларацию по ставке 0%, а также применять вычеты в особом порядке?
Как известно, возврат российскому поставщику некачественного товара, принятого покупателем на учет, налоговые органы приравнивают к обратной реализации (см., например, письма Минфина России от 07.04.2015 № 03-07-09/19392, от 01.04.2015 № 03-07-09/18053 и ФНС России от 05.07.2012 № АС-4-3/11044@). Обычно при возврате импортного товара от такого фискального подхода чиновников налогоплательщика как раз защищает таможенный режим реэкспорта, подтверждая, что обратной реализации не происходит. А так как в рассматриваемом случае организация вынуждена поместить товар под режим экспорта, то вопрос применения нулевой ставки к данной операции становится совсем не праздным. И тянет за собой множество других вопросов: какими документами подтверждать такой вынужденный экспорт? Необходимо ли определять налоговую базу по особым правилам с учетом 180 дней, отведенных ст. 165 НК РФ на сбор подтверждающих экспорт документов? Надо ли применять вычеты на момент определения налоговой базы? Если да, то какого именно НДС? Имеет ли отношение к данной операции «таможенный» НДС, уплаченный ранее при ввозе этого товара?
К счастью, ФНС России избавила бухгалтеров от всех этих проблем, разъяснив, что возврат товара иностранному поставщику не признается объектом налогообложения по НДС. Следовательно, налоговая ставка в размере 0% к данной операции применяться не будет (письмо от 10.05.2006 № 03-4-03/892@). Так что возврат брака продавцу, который находится за пределами РФ, нельзя квалифицировать как экспортную операцию (подп. 1 п. 1 ст. 164, ст. 165 НК РФ), сопровождающуюся сбором документов, подтверждающих нулевую ставку, а также особыми правилами применения вычетов.
При этом сама операция по вывозу товара в режиме экспорта НДС также не облагается (подп. 1 п. 2 ст. 151 НК РФ). Соответственно, в этой части изменение таможенного режима для организации фактически никаких последствий не влечет: так же как и в случае с реэкспортом, товар будет вывезен без уплаты дополнительных налогов.
А вот во второй части нашего «налогового ребуса» все не так оптимистично. Изменение режима вывоза товара не отменяет необходимости решения вопросов с налогом, уплаченным при ввозе. И здесь, в отличие от реэкспорта, возврат (зачет) ранее уплаченного «ввозного» НДС таможенным законодательством не предусмотрен (ст. 212 и 214 ТК ТС). То есть налог, уплаченный при ввозе товара, который оказался бракованным, в случае его вывоза в режиме экспорта останется в бюджете.
Но при этом от обязанности по восстановлению принятой к вычету суммы этого налога организация не освобождается. Ведь сам экспорт НДС не облагается (п. 1 ст. 146, подп. 1 п. 2 ст. 151 НК РФ), а право на вычет «ввозного» налога, как мы уже отмечали, дается, только если товары приобретены для перепродажи или использования в операциях, облагаемых НДС (письмо Минфина России от 20.08.2014 № 03-07-08/41606). Так что налог придется восстановить в периоде экспорта (абз. 4 подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ). Заметим, что оснований для включения восстановленной суммы в расходы, учитываемые для целей налогообложения прибыли, в соответствии со ст. 170 НК РФ, в рассматриваемой ситуации также нет.
Таким образом, с точки зрения налогообложения вариант вывоза бракованных товаров в режиме экспорта оказывается крайне не выгодным для организации-покупателя, что, несомненно, нужно учитывать при решении рекламационных вопросов с иностранным поставщиком.
Итак, подведем итог:
1. Налог, уплаченный при ввозе бракованного товара, подлежит возврату из бюджета только в режиме реэкспорта.
2. Принятый к вычету «таможенный» НДС по этим товарам нужно восстановить в периоде вывоза вне зависимости от использованного таможенного режима.
3. Возврат некачественного товара не является отдельной сделкой, он происходит в рамках первоначального договора поставки.
4. Возврат бракованного товара продавцу, который находится за пределами РФ, нельзя квалифицировать как экспортную операцию (подп. 1 п. 1 ст. 164, ст. 165 НК РФ), даже если вывоз осуществляется в режиме экспорта.
5. Обязанностей по сбору документов, подтверждающих нулевую ставку (ст. 165 НК РФ), у покупателя, применившего режим экспорта, не возникает.
Евразийский союз
Отдельные правила оформления и налогообложения возврата бракованных товаров действуют для ситуаций, когда поставщик находится в стране — участнице Договора о евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Напомним, в этот Союз, помимо России, входят Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия.
Отношения по уплате НДС по операциям, связанным с перемещением товаров в рамках ЕАЭС, регулируются Протоколом о порядке взимания косвенных налогов, который является Приложением № 18 к Договору о ЕАЭС (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.). В нем возврату брака посвящен отдельный пункт — 23, согласно которому если покупатель успевает вернуть бракованный товар в том же месяце, когда он был принят на учет, то в налоговой декларации просто не отражаются операции по импорту некондиционных товаров. То есть в декларации нужно будет показать только качественный товар.
Для того чтобы такое занижение количества товара было законным, факт брака должен быть подтвержден документально. Среди таких документов Протокол называет согласованную участниками договора претензию, акты приема-передачи товаров, транспортные (товаросопроводительные) документы.
Схожий порядок применяется и при возврате бракованных товаров по истечении месяца, в котором они были приняты на учет. В декларации и заявлении о ввозе все равно должно быть отражено уже скорректированное количество товара. Но для этого придется уже представить соответствующие уточненные (дополнительные) налоговые декларации и заявление.