Арбитражная практика по вопросу правомерности применения упрощенной системы реорганизованной в форме преобразования компанией без соблюдения должного порядка уведомления налоговиков на сегодняшней день неоднозначна. Недавно появилось еще одно судебное решение (постановление АС Западно-Сибирского округа от 29.07.2016 № А45-15968/2015) в пользу организаций. Подробности — в нашем комментарии.
Суть проблемы
Компания путем реорганизации в форме преобразования изменила свою организационно-правовую форму (вместо ЗАО стало ООО). До реорганизации фирма использовала упрощенную систему. После преобразования она продолжила применять этот спецрежим. При этом компания уведомила налоговиков в произвольной форме о том, что она находится на «упрощенке», лишь спустя четыре месяца после преобразования.
Обнаружив этот факт, налоговики решили, что организация-правопреемник не имела права на применение УСН. По мнению проверяющих, вновь созданная организация вправе использовать этот спецрежим только при соблюдении условий, предусмотренных п. 2 ст. 346.12 НК РФ. То есть путем подачи в налоговый орган уведомления по форме, утвержденной приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@. Сделать это необходимо не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе. Только при соблюдении данного порядка новая организация будет признаваться налогоплательщиком, применяющим УСН, с момента регистрации (п. 2 ст. 346.13 НК РФ). Согласно подп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять «упрощенку» организации, не уведомившие о переходе на данный спецрежим в сроки, предусмотренные п. 1 и 2 ст. 346.13 НК РФ.
Организация с такими умозаключениями налоговиков не согласилась и обратилась за защитой своих интересов в суд.
Арбитры на стороне компании
Три судебные инстанции поддержали налогоплательщика. Вынося решение в пользу организации, суды указали следующее.
Преобразование является одной из форм реорганизации юридического лица (ст. 57 ГК РФ). При преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованной компании в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией (п. 5 ст. 58 ГК РФ).
Исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованной компании возлагается на ее правопреемника (п. 2 ст. 50 НК РФ). При преобразовании правопреемником в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо, которое должно исполнить эту обязанность в установленные для реорганизованного лица сроки (п. 3 и 9 ст. 50 НК РФ). При этом правопреемник пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном НК РФ для налогоплательщиков.
В рассматриваемой ситуации вновь созданная организация (ООО) является правопреемником всех прав и обязанностей предшественника (ЗАО). То есть реорганизация компании фактически выразилась в смене организационно-правовой формы юридического лица, и после преобразования организация продолжила заниматься той же деятельностью, что и ранее.
Исходя из вышеприведенных норм, суды пришли к выводу, что ООО является универсальным правопреемником реорганизованного ЗАО. Следовательно, к новой организации наряду с другими правами переходит и право на применение упрощенной системы.
Также суды учли, что на УСН компания переходит в добровольном порядке. В данном случае компания фактически сохранила режим налогообложения. Поэтому ей не может быть отказано в праве на применение УСН только лишь по мотиву представления уведомления с нарушением установленного срока и формы.
Позиция чиновников и судебная практика
И Минфин России, и налоговая служба всегда высказывали точку зрения не в пользу налогоплательщиков. По их мнению, преобразованная компания может продолжить применять УСН с момента реорганизации, только если подаст в установленные сроки соответствующее уведомление по утвержденной форме. Так, в письме от 13.02.2015 № 03-11-06/2/6553 специалисты финансового ведомства отметили, что при преобразовании юрлица одного вида в юрлицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) возникает новое юридическое лицо. На него распространяется порядок перехода на УСН, который предусмотрен п. 2 ст. 346.13 НК РФ, то есть тот же порядок, что и для вновь созданных организаций.
Аналогичная позиция содержится в письмах Минфина России 24.02.2014 № 03-11-06/2/7608, от 07.02.2012 № 03-11-06/2/22, УФНС России по г. Москве от 23.11.2011 № 16-15/112995@, от 08.10.2010 № 16-15/105637.
Что касается арбитражной практики, то у судов нет единого мнения по данному вопросу. Одни суды придерживаются подхода, изложенного в комментируемом постановлении, и приходят к выводу, что при изменении компанией организационно-правовой формы имеет место универсальное правопреемство (постановления ФАС Московского округа от 18.12.2012 № А40-46740/12-115-273, Уральского округа от 11.07.2011 № Ф09-4136/11-С3). Более того, есть судебное решение, в котором арбитры пришли к выводу, что в рассматриваемой ситуации правопреемника нельзя считать вновь созданной компанией. Поэтому о подаче уведомления о переходе на спецрежим не может быть и речи (постановление АС Дальневосточного округа от 20.05.2015 № Ф03-1820/2015).
Но есть судебные решения и в пользу налоговиков (постановления АС Северо-Западного округа от 06.05.2016 № А26-6841/2015, Западно-Сибирского округа от 01.03.2016 № А75-8406/2015, Северо-Западного округа от 18.12.2015 № А26-2993/2015). В них арбитры указывают, что при реорганизации в форме преобразования возникает новое юридическое лицо. Ведь согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо — прекратившим свою деятельность. А для вновь созданных организаций, изъявивших желание использовать «упрощенку» с момента начала своей деятельности, Налоговый кодекс предусматривает специальные правила перехода на этот спецрежим.
Учитывая неоднозначность судебной практики и фискальный подход чиновников, на наш взгляд, лучше не вступать в споры и после окончания реорганизации сразу же представить в налоговые органы уведомление о применении упрощенной системы.