В Государственном музее изобразительных искусств (ГМИИ) им. Пушкина сенсационно раскуплены до конца октября онлайн-билеты на выставку работ Рафаэля Санти. В ближайшее время поступят в онлайн-продажу билеты на ноябрь. Организаторы уточняют, что на сайте оказалась доступной только часть билетов. И несмотря на то что билеты на октябрь на сайте уже раскуплены, их можно приобрести непосредственно в кассах музея перед сеансом.
Экспозиция вызвала небывалый ажиотаж. За первые полтора часа её посмотрели 400 человек. Зал, в котором расположилась экспозиция из живописных и графических работ Рафаэля, камерный.
«В силу хранительских ограничений, необходимости поддерживать определённый температурно-влажностный режим, мы не можем сразу пропускать всех желающих увидеть шедевры великого мастера, — говорит представитель музея Евгения Киселёва. — Поэтому были организованы сеансы посещения выставки по 45 минут. Всего в день проходит 11 сеансов, а в четверг, когда музей закрывается позже обычного, — 12—13. Ажиотаж, конечно, огромный, но интерес к выставке титана эпохи Возрождения не может быть нехорошим. Люди, которые за два часа до открытия музея выстроились в очередь, чтобы увидеть творения Рафаэля, они прекрасны».
«Рафаэль. Поэзия образа» — первая полномасштабная выставка произведений Рафаэля в России. Всего в Москве представлено восемь живописных произведений Рафаэля и три графических, преимущественно из собрания галереи Уффици. Среди шедевров, которые выставили в ГМИИ, — «Мадонна с младенцем (Мадонна Грандука)» и набросок к ней из галереи Уффици, а также две алтарные работы Рафаэля — картина «Святая Цецилия», которая была выполнена для церкви Сан-Джованни-ин-Монте в Болонье (ныне находится в Национальной пинакотеке, Болонья) и «Голова ангела» — одна из трёх сохранившихся деталей алтаря «Коронация святого Николая», заказанного флорентийцем Андреа Барончи для своей домашней капеллы церкви Сан-Агостиньо в Читта-де-Кастелло.
Галерею портретов открывает небольшой «Автопортрет» Рафаэля и продолжают парадные портреты Аньоло Дони и его супруги Маддалены Строцци, портрет Элизабетты Гонзага (все из галереи Уффици) и женский портрет, известный как «Немая», из Национальной галереи Марке. Организаторы выставки полотен Рафаэля в ГМИИ им. Пушкина в Москве застраховали все экспонаты от кражи и любого возможного вреда. Страховые суммы варьируются от 40 млн до 100 млн евро.
«Выставка Рафаэля стала первым мероприятием „Итальянского сентября“. Мы дали такое название, поскольку, помимо выставки Рафаэля, в этом месяце россияне посетят гастроли театра Ла Скала на сцене Большого театра. Кроме того, также в ГМИИ откроется экспозиция графики Джованни Пиранези. Живопись Рафаэля — это квинтэссенция красоты итальянского Возрождения, было непросто убедить итальянские собрания „отпустить“ свои картины на выставку, — говорит посол Италии в России Чезаре Мария Рагальини. — Вряд ли что-то подобное этой выставке мы сможем повторить в ближайшие пять лет, некоторые из картин никогда не покидали пределы Италии. Мне кажется, что по научному уровню выставка будет крупнейшей и важнейшей выставкой Рафаэля во всём мире. Она станет важным этапом в нашей культурной дипломатии в России. Для Италии Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина, который мы не устаём благодарить за столь яркую, выраженную „итальянскость“ — это надёжный и ценный партнёр. И я по-настоящему рад, что будет подписано рамочное соглашение между музеем и галереей Уффици, самым посещаем музеем Италии».
«Мне кажется чрезвычайно важным, что мы работаем в партнёрстве с величайшим музеем мира, галереей Уффици, — отмечает директор ГМИИ Марина Лошак. — Движение навстречу нам, готовность сделать эту выставку — это новое понимание сегодняшнего дня и тех перспектив, которые он нам сулит. Выставка Рафаэля — больше чем просто выставка, потому что мы ждём от неё реальных изменений внутри нас».
«Вторая часть концепции — возможность показать связь России с Рафаэлем, его фигурой, образами, которые он создавал, его искусством, а также продемонстрировать влияние, которое он оказывал на русскую культуру, — комментирует куратор выставки, главный научный сотрудник ГМИИ Виктория Маркова. — В центре внимания оказался жанр портрета, который первым задал именно Рафаэль Санти. Вторая часть концепции — возможность показать связь России с Рафаэлем, его фигурой, образами, которые он создавал, его искусством, а также продемонстрировать влияние, которое он оказывал на русскую культуру».
В 1989 г. в ГМИИ выставлялась «Донна Велата» Рафаэля Санти из собрания галереи Палатина. В 2004 г. это полотно вновь привозили в Москву в рамках выставки «Италия — Россия». В 2011 г. музей им. Пушкина показывал «Даму с единорогом» из галереи Боргезе в Риме.
В послевоенное время в музее находилось одно из ключевых полотен художника — «Сикстинская мадонна», которая в числе других картин дрезденского собрания в 1955 г. была возвращена Советским Союзом ГДР.
В России хранятся две ранние картины Рафаэля, обе — в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Полотно «Мадонна с младенцем (Мадонна Конестабиле)» было написано художником в 1502—1504 гг. Картина «Святое семейство (Мадонна с безбородым Иосифом)» датируется 1505—1506 гг.
Выставка Рафаэля в Пушкинском музее, возможно, станет самой масштабной в мире. Вход осуществляется по сеансам продолжительностью 45 минут. Цена билетов в кассах зависит от сеанса. Стоимость онлайн-билетов составляет 500 руб. Экспозиция продлится до 11 декабря.